Тема: «Лирика А. А. Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире»
Цель: Рассказать о лирической героине А. Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в XX веке.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
Слово учителя. Сегодня мы знакомимся с творчеством одного из выдающихся поэтов XX века. Время, когда были напечатаны первые его произведения, было во многом переломным. Но стихотворения поэта необычны даже для своего времени. В чем же, прежде всего, их необычность? Это вы поймете, когда сравните их со стихами поэта, уже вам знакомого.
2. Предварительный Анализ: Сопоставление поэтических
Произведений.
Чтение стихотворения. Раздаточный материал. Распечатка стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Ахматовой.
Ф. И. Тютчев (1852 год)
Я очи знал, — о, эти очи! Как я любил их, — знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
А. А. Ахматова (1911 год)
Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним о ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
3. Беседа по тексту.
Вопрос. Что объединяет эти произведения?
(Тема любви.)
Вопрос. А чем они отличаются?
(Скорее всего, тем, что лирический герой первого стихотворения — мужчина, именно он рассказывает о своем чувстве, героиня второго — женщина, ведь от ее лица ведется рассказ о любовной драме.)
Вопрос. В начале урока я сказала, что произведения автора, о котором мы сегодня говорим, необычны. Заметили ли вы, чем они необычны?
(Возможно, сразу ответить на этот вопрос не удастся, если ничего необычного учащиеся не отметят, можно продолжать беседу далее.)
Слово учителя. Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого стихотворения, кажется, нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах. Но так ли было ранее? Обратимся к литературе XIX века. В каких произведениях вы уже встречались с монологом героини, которая сама говорит о своей любви к другому человеку? («Евгений Онегин»: «Письмо Татьяны»)
Но кто был автором этого произведения? А. С. Пушкин. Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал поэт-мужчина. А здесь мы видим исповедь женщины, рассказанную женщиной-поэтом. Принято ли было в XIX веке женщине самой рассказывать о своих чувствах? (Нет. Даже письмо Татьяны к Онегину воспринималось современниками как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень.)
Что же изменилось за время, прошедшее с написания и романа А. С. Пушкина, и стихотворения Ф. И. Тютчева? Обратите, пожалуйста, внимание на даты написания произведений. Почему женщина заговорила о том, что
Было у нее на душе сама? Почему вдруг в творчестве А. Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде тщательно скрываемый?
4. Социокультурный аспект урока: проблемные вопросы для Размышления.
Безусловно, рассматривать проблемы литературные мы не можем без связи их с жизнью общества на сломе веков. А чем отмечено это время? Многими аспектами. Но нам важно увидеть, как менялось место женщины в обществе и как менялось при этом отношение общества к самой женщине.
Интересен срез, который нам может представить история олимпийского движения и участие женщин в Олимпиадах. Почему именно в олимпиадах? Прежде всего, время проведения первых Олимпийских игр по времени на пятнадцать лет предшествует появлению стихотворений А. Ахматовой.
5. Обобщение материала: продолжение анализа произведения.
Стихотворение А. Ахматовой рассказывает об истории любви. Что вы можете сказать о ней? Какие детали помогают нам понять образ лирической героини, какая она, сильная или слабая? Когда-то считалось, что любовь и семья — это единственное, что должно существовать в жизни женщины. Но вы отметили, что в двадцатом веке женщина становится социально активна, она завоевывает новые высоты, стремясь встать вровень с мужчиной. Безусловно, это требование жизни. Но за все приходится платить. Женщина приобретает новые качества, и любовь порой не становится единственным смыслом ее жизни.
6. Выводы по теме урока.
Перед нами — новый мир души героинь А. Ахматовой, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе, открывая новую эпоху, эпоху двадцатого века, где такие, как она, займут достойное место. Но понять этот новый мир мы, конечно, можем через те изменения, которые происходили в жизни общества, в огромном мире человечества.
7. Домашнее задание.
Информация к домашнему заданию
«У японцев были все основания праздновать победу своей женской волейбольной команды, которая готовилась к Играм по устрашающей в Своей жесткости программе тренировок. Члены команды были отобраны из Числа 1300 женщин-ткачих на фабрике компании «Даи Ниппон» в городе Кайдзука. Они работали ежедневно в ткацких цехах с 8 утра до 3:30 пополудни, затем отправлялись в спортзал на восьмичасовые непрерывные тренировки. Этот режим продолжался пять дней в неделю на протяжении целого года. Рассказывают, что капитан команды Масаэ Касаи предпочла место в команде замужеству».
Вариант 1. Напишите лирическую историю капитана японской команды по волейболу (можно в прозе). Будет ли он близка истории лирической героини А. Ахматовой?
Вариант 2. Для владеющих формой хокку: передайте чувства героини в жанре традиционной японской поэзии.
Тема: «Лирика А. А. Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире»