Тема любви в прозе Куприна
Александр Иванович Куприн — один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих произведениях смог передать чувства героев и описать любовь так, чтобы читатель смог задуматься над ее силой. Любовь в его произведениях всегда бескорыстна, чиста: она не ждет награды и нередко бывает сильнее смерти. Для многих героев в произведениях Куприна любовь стала трагедией. В 1898 году Александр Иванович написал повесть «Олеся».
В ней он показал истинную, чистую любовь. Герои поддаются судьбе. «Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?»- говорит Олеся. Главный герой повести, Иван Тимофеевич, слышал от местных жителей о какой-то бабке-колдунье Мануйлихе, жившей в лесу со своей внучкой.
И однажды, заблудившись в лесу, Иван Тимофеевич по воле судьбы находит избушку Мануйлихи. Там он знакомится с ее внучкой-Олесей. Простая девушка поражает Ивана своей открытостью, своеобразной красотой, а так же способностью предвидеть и предсказать будущее. И после этой встречи Ивана Тимофеевича тянуло к Олесе, а в душе юной девушки уже пустила нежные ростки любовь. Но чем крепче становилось их чувство, тем сильнее они ощущали противостояние судьбы.
Олеся верила в судьбу и предвидела, но все равно любила бескорыстно, безоглядно. Она была не в силах побороть свои чувства, была выше людской молвы и ее псевдонравственности. Ради своего возлюбленного Олеся совершает мужественный поступок. Девушка идет в церковь, но это заканчивается для нее трагично.
Она была избита местными жителями. Ненависть толпы родила ответную ненависть у Олеси. Она посылает проклятье на них: «Хорошо же!.. Вы у меня еще вспомните это.
Вы еще все наплачетесь досыта!» И к несчастью Олеси, ее проклятье сбывается: неожиданно пошел сильный град. Мне кажется, что это сама природа услышала боль Олеси и отомстила жестокой толпе. Люди были убеждены, что это проклятье Олеси, и собирались расправиться с ней, поэтому Мануйлиха с внучкой вынуждены бежать, Иван Тимофеевич толком не успел проститься с любимой.
Однако он понял, что навсегда потерял свою возлюбленную, остался один со своей нестерпимой болью и душевной мукой, которую, мне кажется, усугубляло чувство вины. Ведь если б он всецело откликнулся на любовь Олеси, то не потерял бы ее. Тема любви звучит и в рассказе «Гранатовый браслет». Но если в «Олесе» Куприн хотел показать чистую, непорочную любовь, то в «Гранатовом браслете» — одержимую, настоящую любовь.
В этом рассказе Александр Иванович описывает чувства мелкого чиновника Желткова к светской даме. Много лет длилась его безответная и безнадежная любовь. Он писал любовные письма Вере Николаевне Шеиной, рассказывая в них о своих чувствах. Но желтков становится посмешищем, предметом усмешек со стороны семейства Шеиных.
А присланный подарок, гранатовый браслет, вызывает негодование мужа Веры Николаевны и ее брата. Только генерал Аносов понимает истинные мотивы столь рискованного поступка. «А — почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Желтков признается, что не в силах разлюбить Веру. Ведь она была смыслом его жизни. Но невероятная любовь, о которой люди «грезят» и которую, возможно, не встречают в своей жизни, поглотила Желткова.
И в то же время, думается, что эта любовь помогла ему воскреснуть, ведь он воскрес в чистейшем и вечном «Да святится имя Твое». Эта любовь несчастного Желткова делает мужчиной способным любить, который вызывает уважение даже у мужа Веры Николаевны. Иногда даже кажется, что Василий Львович где-то завидует бедному телеграфисту. Мне кажется, что Вера Николаевна и сама почувствовала силу любви этого человека, а красный цветок, который она положила у изголовья Желткова, по-моему, знак того, что княгиня Шеина поняла: мимо нее прошла великая любовь.
И ярко — красные гранаты, и алый цветок, и соната Бетховена-все это усугубляет трагизм рассказа. Какая-то тревога чувствуется уже в самом начале, а строки из письма Желткова «Да святится имя Твое» делают эту трагедию торжественной, похожей на жертвоприношение во имя любви. Ведь Жетков этими словами прощается с любовью-смыслом своего существования.
Близость смерти к такому возвышенному чувству, как любовь, позволяет ощутить неповторимость и уникальность его. Мне кажется, что любовь в этом рассказе — это не памятник, а живая, действенная сила, позволившая возвысить и сделать лучше всех тех, кто хоть как-то прикоснулся к этому чуду.
Тема любви в прозе Куприна