Тема любви в прозе М. А. Булгакова
Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная — вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова.
Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем. Маргарита любит Мастера, Мастер — Маргариту, им помогает Дьявол — все это стало общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги в расцвете их земной жизни.
Она поселяется в их сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер. Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство. Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу.
Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо.
Автор в одной книге описывает события двадцатых годов XX века и библейских времен. Их объединяет одно — поиск истины. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк…» Человек этот, Иешуа, обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и… ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь…» Прокуратор действительно похож на «свирепое чудовище». Он живет по своим законам. Для него естественно, что мир его разделен на правящих и подчиняющимся им и что «раб подчиняется господину».
Но вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Иешуа не боится возражать прокуратору, он говорит с ним на равных: ! «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Понтий даже немного привязался к нему. «Бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора.
И Понтий Пилат решает объявить его сумасшедшим и выслать его на остров в Средиземном море. Единственным выходом для «пророка» было отказаться от своих слов, но тот решительно не хотел отрекаться от своей «истины» : «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Та полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?…» Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!»
Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?» Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У «пророка» остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
Множество параллелей можно провести между изображением Ершалаима двадцатых годов I века и Москвой двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Он и его помощники обнажают, усиливают, выставляют на всеобщее обозрение предательство, непорядочность, нечисть — всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. В варьете происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…Обы! кновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… «
Многие герои романа проходят путь преображения, перевоплощения, внутреннего и внешнего. Один из них — Иван Бездомный. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в его водах. С бумажной иконкой, приколотой к груди, и в нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТа. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные стихи — грех перед истиной. Потеряв рисунок, Иван как бы обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от претензий на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто заодно с фамилией изменилось и все его духовное сущест! во.
Особо гнусных людишек Воланд карает: здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в Бога, не верят даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество Случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на заседании МАССОЛИТа, всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая…
Очень интересная история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков. Маргарита согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы всегда быть с Мастером. Маргарита полна вдохновенной, чистой любви. Она борется за Мастера, согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним она переходит в вечность.
Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Учитель Левия Матвея не хочет взять Мастера «к себе, в свет». Возможно, Булгаков наказывает Мастера за грех, который совершил и он сам: уничтожение своей рукописи, своего романа. Сжечь свое творение — проявить слабость.
Тема любви в прозе М. А. Булгакова