Тема любви в трагедии Гете «Фауст»
Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь — это венцов любви. Просто любовь простого человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Итак, что любовь Иоганна Вольфганга Гете не прошла незаметно, а вылилось в творчестве. А поскольку трагедия «Фауст» создавалась на протяжении продолжительного времени, то ее автор переживал в эти года много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы самая трагедия, если бы ее автор не пережил первой любви к Кетхен Шенкопф и отречение его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора — и бегства от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианою, какая стала матерью его сына.
Итак, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» — это исповедь юности. Вся своя жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой подпочве разворачиваются поиск Фаустом высочайшей мытые, на этой подпочве вызревают его совести относительно выхода из вечного запертый круга:
Я рвусь от жажды до наслаждения, и в наслаждении я жажды алкаю. Маргарита стала для Фауста олицетворением той счастливой пошлине, о которой он мечтал. Она — символ молодости и красоты, простоты и невиновности, чувствительности и нежности. Тем не менее она не наделена интуицией самосохранения, И потому обреченная на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему присущий психологическая утонченность и жертвенность.
Любил ли Фауст Маргариту? Наверное, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готовый ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновенностью, поникшей бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может. Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувство ее обострены, ведь она причастная и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертной казни своего реббенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невиновности. Даже небо смилостивилось над ней.
Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:
Сквозь маску эту увидела она Моего ума скрытое могущество. Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Призраков-Гарита увидела обреченность любви. Эта любовь земная.
Но Фауст был в состоянии на любовь мистическое: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает из античных героев оскорбления Париса и прекрасной Елены. Елена оказалась для Фауста недосягаемой, как самая красота. Его страдание за Еленой другие — он стремится недосягаемого. И хотя о Гелене он говорит: «Кто знав ее — без нее жить не может!» — тем не менее едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона — сына Фауста и Елены — становится феерическим видением, похожим на сон. А настоящая любовь, которой олицетворяла Маргарита, способное на прощение. И в уже другом миру она польется навстречу Фаусту так, как когда-то — счастливая.
Тема любви в трагедии Гете «Фауст»