Тема «маленького человека в рассказе М. Зощенко «Монтер»
В рассказе М. Зощенко «Монтер» поднимается важная проблема несправедливого социального неравенства людей. Главный герой рассказа — монтер, работающий в провинциальном театре. Он честно выполняет свою работу, однако чувствует, что является всего лишь «техническим персоналом».
На общей фотографии, где присутствовал весь коллектив театра, Ивана Кузьмича Мякишева посадили с правого края, да еще и «сняли его вдобавок мутно, не в фокусе». А центр посадили «звезду» — тенора. Монтер затаил в душе обиду и, при случае, «отомстил» тенору и показал руководству театра, что он не менее важен, чем тенор. На важном представлении, когда зал был полон, Мякишев отключил электричество: «Тут произошла, конечно, форменная неразбериха.
Управлющий бегает. Публика орет. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потемках не взяли». Идея автора звучит в финальных строках рассказа: «Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность».
Тема «маленького человека», затронутая в данном рассказе, является традиционной для русской литературы. О социальной и «человеческой» значимости таких людей писал еще А. С. Пушкин. Его Самсон Вырин добросовестно выполнял свои обязанности станционного смотрителя, был хорошим человеком и любящим отцом.
Хлестаков из «Ревизора» Гоголя, несмотря на всю свою «пустоголовость» и легкомыслие, тоже имеет мечты и таит в душе боль — социальную ущемленность, невозможность жить так, как ему хочется. Тема «маленького человека» и его значимости — в самом широком смысле слова — является одной из важнейших тем. Она пронизана гуманизмом, призывом уважать каждого человека, который является маленькой, но обязательной частичкой в этой Вселенной.
Тема «маленького человека в рассказе М. Зощенко «Монтер»