Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники»
Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современный ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живет не по вере, а по расчету и даже в своих ближних видит уже не друзей, а соперников. «Разбойники» — первая драма Шиллера. Созданная юным гением, она до сих пор остается одним из самых интересных его произведений. В нем показано противостояние двух братьев — Карла и Франца, сыновей графа Моора, носителей двух противоположных мировоззрений. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относится с презрением к тем, кто подобострастно повинуется властителям, притесняет бедняков. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, проходимцам, ростовщикам. «Разве втиснуть мне свое тело в корсет, или же зашнуровать законом волю? «Закон заставляет ползать улиткой то, что должно летать орлом».
Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние, личное оскорбление воспринимает как проявление несправедливости, что уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами скрывается в Богемском лесу, становится вожаком разбойников. Карл начинает грабить богатых, знатных, имеющих власть, и помогает обездоленным и гонимым.
Совершенно противоположных идей и принципов придерживается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничного, без чести, совести, жестокого эгоиста. Лицемерно выставляя в черных красках студенческую жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы весь родительский удел перешел к нему. Более того, он претендует на руку невесты Карла — Амалии. Цель жизни Франца — удовлетворение собственных страстей.
Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совесть нужны лишь простонародью. Франц стремится к власти и деньгам и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он прячет в башне и обрекает на голодную смерть. Между тем Франца начинают преследовать жуткие видения, которые можно назвать муками униженной совести — расплата за жестокость и преступления. Своим бездушием он украшает даже собственный герб: «Бледность нищеты и рабского страха — вот цвета моего герба». Франц не в состоянии преодолеть угрызения совести, страха перед неизбежным наказанием и наконец, накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный ли путь он выбрал?
И понимает, что не тем путем пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и невесты Амалии и приходит к выводу, что в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокость разбойников, которые делают его дело несправедливым, и решает сдаться властям. «По дороге сюда мне довелось беседовать с одним бедняком… Тысячу луидор обещано тому, кто приведет живым большого разбойника. Бедняге можно помочь».
Изображая споры между братьями, между Карлом и законом, Шиллер поднимает в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильственными методами, то не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушил нравственный закон, независимо от мотивов, по которым он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест — с одной стороны, и преступностью любого насильственного протеста — с другой. Это противоречие трагическое, поскольку, по мнению автора, в реальной жизни оно не разрешимо.
Однажды Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера. Он был известным гуманистом, много думал над содержанием человеческой жизни. Современники Шиллера полностью утратили искренность и открытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивидуализма и неверия. Драма «Разбойники» — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень интересную пьесу, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Мора — Франка и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных миров.
Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно угнетая бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Мор говорит: «Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом». Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Мор лишает его родительского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление общей несправедливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богемский лес и становится предводителем разбойников. Карл Мор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Перевоплощение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.
Франк Мор, брат Карла, придерживается других принципов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франк был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франка удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франк Мор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждой вине скрывается наказание. Франка начинают преследовать жуткие видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. Франк Мор не может пережить мук совести. Страшась неминуемой расплаты, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла победила, но это не совсем так. В финале драмы Карла Мора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой им приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстные и жестокие. Карл Мор решает добровольно сдаться властям.
Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения.
В драме «Разбойники» Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступный смысл всякого насилия. Это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимое.
Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники»