Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи «Как делать стихи?» и «Два Чехова», которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на новые черты в современной поэзии.
Поэтическое новаторство Маяковского было связано поначалу с его принадлежностью к русскому футуризму. В первом манифесте этого направления «Пощечина общественному вкусу», созданном Маяковским в 1912 году вместе с Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Хлебниковым, молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они заявляли немыслимые для того времени вещи и бросали вызов классическому регламентированному искусству поэзии. Футуристы испытывали «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», призывали создавать «слова-новшества».
Их идеология на первый взгляд выглядела как стремление к хаосу и разрушению. Они отрицали и порицали мораль, искусство, культуру. Футуристы считали обязательным условием для создания полноценного «искусства будущего» категорический отказ от классического наследия.
Они мечтали создать новую культуру «индустрии и большого города».
Несложно догадаться, что отказ от «старой» культуры предполагает замену ее новой. Футуристам нужно было предложить что-то на смену отвергнутому. Так возникла тенденция к придумыванию новых слов, необычных сочетаний и даже шокирующих образов. Маяковский был новатором, первооткрывателем в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал в большом количестве.
В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер. Стихи его построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы, вводить в поэзию вульгарные и просторечные слова. Бросая вызов общественному мнению, он предлагал молодым поэтам поступать так:
Берутся классики, Свертываются в трубку И пропускаются через мясорубку.
Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому искусству. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип стихосложения — основу основ. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово — «ступенька». У него каждое слово имеет логическое ударение и смысловую нагрузку.
В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы, иногда — повторы, например: «Слава, Слава, Слава героям!!!». Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры и совсем новые слова, например, «грудь испешеходили» и многие другие.
Тема поэта и поэзии нашла отражение в стихотворениях «Юбилейное», «Тамара и Демон», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».
Стихотворение «Юбилейное» посвящено Пушкину. Маяковский сводит великого поэта с пьедестала, чтобы поговорить с ним о поэзии. Пушкин для него живой, уважаемый собрат по перу, с которым можно вести дружескую беседу. В стихотворении идет речь о бессмертии, любви, лирике, Некрасове, современниках, Дантесе, Есенине, Асееве.
Маяковский объявляет войну «всякой мертвечине» в языке и творчестве.
С «гусаром» Лермонтовым Маяковский встречается в стихотворении «Тамара и Демон». Теперь молодой поэт признает связь времен, заслуги предшественников, он говорит: «Мы общей лирики лента».
Трагизмом утраты наполнено стихотворение «Сергею Есенину». Маяковский в отчаянии от нелепой, невозможной смерти — самоубийства Есенина. Он разговаривает с ним как с живым, когда еще мог отругать его, высоко ценя талант этого человека:
Вы ж такое Загибать умели, Что другой На свете Не умел.
Маяковский хочет понять, почему, зачем ушел из жизни истинно народный поэт:
У народа, У языкотворца, Умер Звонкий Забулдыга подмастерье.
Заключительные строки стихотворения стали крылатыми словами:
В этой жизни Помереть Не трудно. Сделать жизнь Значительно трудней.
В «Послании пролетарским поэтам» Маяковский обращается к коллегам с деловым предложением. Он призывает не тратить силы на недовольство и распри, договориться, «что все по-своему правы», разрезать «общую курицу славы» и выдать каждому «по ровному куску». Автор искренне хочет, чтобы было «больше поэтов хороших и разных», призывает «работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества».
В стихотворении «Поэт-рабочий» Маяковский говорит, что работа поэта такая же, как и работа токаря. Поэт — это «фабрика» деревообделочника, где «голов людских обделываем дубы». Поэт трудится-то как рыбак, только ему нужно «людей живых ловить, а не рыб», то как кузнец — «мозги шлифуем рашпилем языка».
Для Маяковского нет различия в труде рабочих и труде поэта — всякий равно необходим.
Сердца — такие ж моторы. Душа — такой же хитрый двигатель.
Поэзия — главная, ведущая тема для молодого Маяковского. Описание событий в романах и других произведениях поглощает его целиком. Он признается:
Я хочу одной отравы — Пить и пить стихи.
Поэзия и жизнь поэта неразрывно связаны:
Видите — Гвоздями слов Прибит к бумаге я.
В поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский оценивает свое творчество как чудо, неземное волшебство, нечто, приходящее свыше:
Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я, Творись, просветленных страданием слов Нечеловечья магия.
Маяковский утверждал, что поэзия — это тяжелый труд, иногда очень вредный. Поэтический дар требует от поэта взамен жизнь. Всю, целиком, без остатка.
Стихи очень нужны человеку, так как единственный язык, который понимает душа, — это язык поэзии.
Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского