Тема природы в лирике В. А. Жуковского
Детство Василия Андреевича Жуковского, родившегося в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими самыми сокровенными мыслями. Поэт как бы сливался мыслями с полями, лугами, лесами, реками, ручьями, озерами. Вое его мысли и чувства переплетаются с временами года, со сменой дня и ночи, с цветением садов, с уходящей в горизонт дорогой.
Это можно проследить в его пейзажной лирике. Давайте же заглянем в волшебный мир поэзии Жуковского и представим, что чувствовал поэт, создавая то или иное стихотворение. Элегия «Сельское кладбище» была написана в 1802 году. Здесь поэт изображает природу в состоянии торжественного мертвого покоя и неподвижности:
В туманном сумраке Окрестность исчезает. Повсюду тишина, Повсюду мертвый сон; Лишь изредка, жужжа, Вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали Рогов унылый звон…
Эти строки вызывают настроение покоя, умиротворенности, размышления о бренности всего земного, о быстротечности жизни. Тема природы в лирике В. А. Жуковского находит отклик на свои чувства и мечты. Красота и таинственность ее рождают в поэте различные состояния: радость, печаль, спокойствие.
В стихотворении «Весеннее чувство поэт раскрывает читателю красоту и загадочность сил природы, ветра, облаков. Видимо, когда Жуковский создавал это произведение, он испытывал чувство нежности:
Я смотрю на небеса… Облака, летя, сияют И, сияя, улетают За далекие леса…
Состояние полета, легкости, невесомости пронизывает это стихотворение. Совсем по-другому воспринимается стихотворение «Горная дорога». Здесь на первый план выступают чувства тревоги, грусти, печали. Дорога показана как символ жизненного пути человека:
Над страшною бездной дорога бежит, Меж жизнью и смертию мчится; Толпа великанов ее сторожит, Погибель над нею гнездится.
Конец этой дороги печален, и никакие радости не смогут его облегчить:
Напрасно там солнцу сиять и гореть: Бе золотит, но не может согреть…
Тема природы в лирике В. А. Жуковского настолько очаровывает читателей, что выразить все, что рождается в душе поэта, невозможно. Об этом его знаменитое стихотворение «Невыразимое»:
Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.
В пейзаже Жуковского сливаются воедино все ощущения. Так, в элегии «Вечер» автор описывает время суток при помощи красок, цвета и света:
Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает.
Если в этом стихотворении В. А. Жуковский обращается к нашему зрению, ведь во время его прочтения в нашем сознании возникают именно зрительные образы, то в стихотворении «К месяцу» автор обращается к нашему слуху. Мы как будто слышим журчание ручья в вечерней тишине. Вечер, наступление сумерек — любимое время суток поэта. Возможно, потому, что в это время обостряется восприятие запахов, звуков, полутонов, появляются ощущения, которые не возникают в дневное время: Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье, Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!
Любимыми образами природы в поэзии Жуковского были звезды, лунный свет, утес или скала, упавший лист. Все эти образы глубоко символичны. Так, образ звезды встречается в таких стихотворениях, как «Пловец», «Славянка», «Жизнь».
Звезда — символ преображения, мечты,» идеала. Удивительно разнообразие эпитетов, применяемых поэтом при изображении этого символа: «звезда преображе-нья», «яркая звезда», «непреклонная звезда», «попутная звезда». Глубоко символичны образы месяца и лунного света. Это выражение чего-то светлого, чистого, загадочного и недосягаемого, как мечта:
Снова лес и дол покрыл Блеск туманный твой: Он мне душу растворил Сладкой тишиной. Ты блеснул… и просветлел Тихо темный луг: Так улыбкой наш удел Озаряет друг.
Сравнение лунного света с улыбкой друга в стихотворении «К месяцу» довольно удачно передает атмосферу воспоминаний о недавней встрече с близким человеком. В восприятии Жуковского скала, утес, горы — символы опасности, рока. От скал можно ожидать «лавины ужасной», если не в молчанье «пройти по дороге опасной». Вода в горах — это не спокойная река с плавным течением, а бурный поток, сметающий все на своем пути. Такой поток может подточить скалы и сделать их еще опаснее для путешественника.
В лирике Жуковского лист дерева — вечный странник. Он летит по воле ветра, преодолевая преграды на своем пути, а путь его бесконечен. Этот путь описан Жуковским в стихотворении «Листок»: Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете все стремится, Куда и лист лавровый мчится, И нежный розовый листок. Тема природы в лирике В. А. Жуковского — неотъемлемая часть вдохновения поэта. Все события своей жизни он мог бы описать в пейзажной лирике.
Тема природы в лирике В. А. Жуковского — часть жизни, существования самого Жуковского. Энергия от общения с ней переходит в стихи, а из стихов — к читателю, и мы ясно представляем, что чувствовал поэт, чем он жил, что волновало и мучило его. В истории русской литературы необычайно велико значение Жуковского.
Он был первооткрывателем нового направления в русской литературе — романтизма. _ Белинский высоко оценил роль, которую сыграл Жуковский в становлении новой русской литературы. Он писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Тема природы в лирике В. А. Жуковского