Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В «Двенадцати» поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям. Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического.
В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек. В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете — ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: «вот поднялся вихорь снежный», «вдали запевала метель», «ветер веет снежный».
В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в «Двенадцати» находит наиболее развернутое воплощение. Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: «свищет ветер», «порхает снег» и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.
Двуплановость образного строя «Двенадцати» ярко проявляется уже в первой строфе поэмы: Черный вечер, Белый снег, Ветер, ветер! В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом «черного» и «белого».
Автор конкретизирует содержание «черного вечера»: «буржуй на перекрестке», «поп нынче веселый», «барыня в каракуле». Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — «стороной за сугроб», барыня — «к другой подвернулась: «Уж мы плакали, плакали…». Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: «Длинные волосы и говорит вполголоса… Должно быть, писатель-вития…».
Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавши хвост паршивый пес. Но «пес» так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Сюжет в главах поэмы развивается последовательно.
Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — «пса безродного», который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти.
Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!». Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: «Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем». Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного.
Смысл жизни они обретают благодаря революции. Поэма «Двенадцать» впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами.
В этом поэма была новаторской. В поэме «Двенадцать» Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах. Поэма «Двенадцать» принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.
Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»