Тема Родины в лирике А. Блока
В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно — своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику — просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, — даже такой: … И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне…
Сколько душевных сил и истинной любви надо иметь, чтобы после этого сказать: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. В книге более двадцати стихотворений, и почти каждое — новый этап лирического познания России. От первых горьких откровений до заключительных строк: И опять мы к тебе, Россия, Добрели из чужой земли.
Цикл «На поле Куликовом» открывается стихотворением «Река раскинулась». Здесь родина для Блока — буйная, хаотическая, хмельная; ее путь «в тоске безбрежной». В стихотворении «На поле Куликовом» небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов: И когда наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите твой лик нерукотворный Светел навсегда.
В строках: Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! — не только человеческий бунт, но и природная стихия — бунт неба. Поэт хотел разбудить родную Россию, но вместо этого всюду льется кровь. Но у Блока есть другая, совершенно противоположная Русь — С болотами и журавлями И мутным взором колдуна. Это старая Русь.
Ее толкование сходно с пушкинским; «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого Бога страстно верил, Какую девушку любил, — говорил поэт. Но Блок не жалеет Россию: Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Он твердо верит в ее будущее: Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
В «Последнем напутствии» возникают любимые образы: … Еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты вовсе. Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души.
К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Россия для него — Возлюбленная, и как меняются ее черты — от Прекрасной Дамы до музы последних стихов, так и чувство к родине выражается в меняющихся символах романтической любви. Сначала как невеста, жена или мать она напоминает своими светлыми чертами Возлюбленную: …
Вот она — с хрустальным звоном Переполнила надежды, Светлым кругом обвела… … Это — легкий образ рая, Это — милая твоя… Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви!
Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души… В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеалом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются: О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да. Ты — родная Галилея Мне — невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу. Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой — эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе. В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие: И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе. Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме «Двенадцать» трагическим символом «русского строя души».
Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творчестве Блока от идеала Вечной Женственности — России — Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначного образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нравственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.
Тема Родины в лирике А. Блока