Тема родины в прозе Бехера
Уже в первых эмигрантских произведениях Бехера центральной темой становится тема родины, порабощенной фашизмом. Но параллельно с ней, большей частью на основе личных впечатлений, развивается и интернациональная тематика. Поэма «Германия» в основной своей части посвящена трагическому поражению немецкого рабочего движения в 1933 году, но перед нами предстают также картины жизни и борьбы трудящихся Австрии, Чехословакии, Франции. Советские эпизоды и среди них замечательная картина первомайского парада и демонстрации трудящихся на Красной площади особенно важны для общей оптимистической концепции произведения. Достижения советского народа в строительстве социализма, сознание могущества международного рабочего движения позволяют лирическому герою Бехера уверенно смотреть в будущее.
Поэтические сборники 1933-1935 годов и поэма «Германия» по-прежнему носят актуальный политический характер, но Бехер избавляется от тех абстрактно-схематических тенденций, которые были свойственны его творчеству раньше; публицистичность сочетается теперь с выразительной художественной передачей мыслей и чувств в конкретных и ярких образах. Бехер сознательно ставит перед собой задачу продолжать лучшие национальные традиции, и в поэме «Германия», например, он — в жанре «путевых картин», в композиции, в характере иронии, строфики и стиха — прямо следует за Гейне.
Сам пример русской литературы, опиравшейся на лучшие традиции классиков XIX века, побуждал Бехера идти дальше по пути освоения немецкого классического наследия. С этого времени не только достижения Гейне, но и гуманистические, патриотические, наиболее ценные художественные традиции представителей немецкой культуры от Рименшнейдера и Грифиуса до Гете и Гельдерлина органически входят в идейно-художественную систему творчества Бехера, что имело большое, принципиальное значение для развития немецкой литературы социалистического реализма.
До нападения гитлеровцев на Советский Союз Бехер опубликовал сборники «Искатель счастья и семь тягот» (1933), «Уверенность в победе и мысли о великих днях» (1939), «Возрождение» (1940), в которые вошли его стихотворения и поэмы, написанные во второй половине 30-х годов. Через все эти сборники проходит антифашистская тема. Поэт гневно осуждал агрессивный курс, официальную демагогию и жестокий гнет третьего рейха, социальное неравенство, падение культуры и позорное раболепие обывателей. Разоблачая «опасную породу людей, подобных чуме», чудовищные пороки, звериную кровожадность, лицемерие и политический бандитизм гитлеровцев, Бехер нередко прибегает к гротескным. образам. Так, в сатирическом цикле «Большой зверинец» в виде паноптикума изображена верхушка фашистской Германии — Гитлер, Геринг, Геббельс и окружающая их свита генералов, палачей и спекулянтов. Гротески Бехера реалистичны, ибо схватывают действительно существенное и типичное, и в них нет ужаса перед фашизмом. Бехер не переоценивает сил нацистов, он смотрит на них с презрением, и эта позиция подчеркивает оптимистический характер его сатиры.
Гитлеровцам Бехер противопоставил антифашистов, продолжавших борьбу в самых трудных условиях, несмотря на свирепый террор и развращение немецкого народа. Этот резкий контраст проходит через многие его произведения — от поэмы «Германия» до стихотворения «Где была Германия…», написанного в конце второй мировой войны. В сборнике «Искатель счастья и семь тягот» циклу «Большой зверинец» противопоставлены стихотворения, посвященные немецким коммунистам, героям подполья («Стакан», «Последняя ночь») и бойцам Интербригад в Испании («Потерянный друг», «Встреча на Гвадалквивире»). Бехер раскрывает их непоколебимую верность своим убеждениям, мужество и ненависть к врагам, готовность идти на величайшие жертвы во имя освобождения немецкого народа.
Свою лирику периода эмиграции Бехер называл поэзией «в поисках Германии». Этот мотив определяет композицию ряда его стихотворений, построенных как «возвращение в грезах», и характерную для них интонацию неторопливого, вдумчивого осмысления происходящих в стране событий, судьбы немецкого народа и тех, кто оказался в изгнании. Для мироощущения Бехера очень показательно появление пейзажей Германии, согретых большой любовью к родине, чувством тесного слияния с природой, наслаждения ее красотой.
За годы эмиграции Бехер написал около 300 сонетов; они входили во все стихотворные сборники, начиная с «Человека, который всему верил», а в 1939 году Бехер опубликовал сборник «Уверенность в победе», который целиком состоял из сонетов. В нем еще шире и многограннее, чем в поэме «Деревянный домик», вырисовывался облик той подлинной Германии, которую любил поэт и которой он гордился. Перед читателем предстают живописные ландшафты не, только Швабии, но и Баварии, виды провинциальных городков, а также Мюнхена, Иены, Берлина. В малой форме сонета Бехеру удается добиться необыкновенной четкости и выразительности центральной пейзажной картины, передать определенное настроение, высказать глубокую мысль. Так, в сонете «Тюбинген, или гармония» вид на город осмысливается как пример того гармоничного сочетания «естественно прекрасного» и созданного руками человека, к которому должен стремиться художник.
Тема родины в прозе Бехера