Тема русской природы в лирике Н. Рубцова
Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе. Чувство родины — главное для Николая Рубцова.
Оно определило и особенности его восприятия природы. Пейзажи в его стихотворениях — прекрасные, звучащие картины, в которых заложена высокая нравственность. Например, в стихотворении «Ночь на родине» картины природы подвижны, динамизм в них усиливается отчетливо слышимой мелодией.
Здесь звучит тема неразрывного единства поэта с родиной: «Высокий дуб, глубокая вода. Спокойная кругом ложится тень». Сначала мы видим общий набросок картины, а затем рождается тихая, задумчивая мелодия. «И тихо так…» — поэт развивает мотив тишины, но тишина эта радостная, светлая. Пейзаж постепенно наполняется деталями. В легком тумане прорисовались крыши деревенских изб, которые «не слыхивали грома», глубокое ночное небо раздвинулось, и увеличилось поле зрения: «Не встрепенется ветер у пруда, И на дворе не зашуршит солома…» Картина наполняется жизнью, когда поэт вводит последний штрих — звуковой: «И редок сонный коростеля крик…».
На этом фоне определеннее ощущается душевное состояние лирического героя, он прощается с пережитым: «Вернулся я, былое не вернется!» Как ни грустно, но это естественно, и все-таки трудно примириться поэту с необратимостью времени. Врачующе действует тот миг, «когда души не трогает беда… и тихо так, как будто никогда уже не будет в жизни потрясений». В этот миг поэт остро ощущает себя частью мира. А дальше идет их полное слияние. Автор сводит воедино картины природы, мелодию и душевные переживания: И всей душой, которую не жаль Всю потопить в таинственном и милом, Овладевает светлая печаль, Как лунный свет овладевает миром…
Любовь поэта к родине никогда не декларируется. Просто с помощью этих привычных картин Рубцов выражает себя. Любимые края дороги ему и осенью, которая ближе всего его душе, и весной, когда «высоко над зыбким половодьем без остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег лежит по всей России, словно радостная весть», и в летний день, когда «зной звенит во все свои звонки».
Рубцов с любовью рисует бескрайние леса, болота и поля. Образ российских просторов полон романтической таинственности. Поэт обычно идет от немногих примет пейзажа, как, например, в стихотворении «Ночь на перевозе». Ветер, замерзающая вода, пустой сенной сарай под елкой на высоком берегу — так передается ширь и глубина картины, открывается простор для воображения: От безлюдья и мрака хвойных Побережий, полей, болот Мне мерещится в темных волнах Затонувший какой-то флот. И один во всем околотке Выйдет бакенщик-великан И во мгле промелькнет на лодке, Как последний из могикан…
Излюбленные образы Рубцова зыбки, хрупки. В его творчестве сложился «образ прекрасного мира», истоки которого он находит в природе. Но природа сегодня теряет былую силу перед человеком, оснащенным мощной техникой. Потому во многие стихи Рубцова проникает интонация тревоги.
Природа рождает поэзию. Вот почему судьба природы, по Рубцову, это и судьба поэтического слова. Не случайно в его стихотворении «Поэзия» в первой же строфе возникает образ «покорной судьбе» природы: Теперь она, как в дымке, островами, Глядит на нас, покорная судьбе, — Мелькнет порой лугами, ветряками — И вновь зарыта дымными веками…
И тем сильней влечет она к себе! Поэт тревожится, «чтоб этот вид безвестный хотя б вокзальный дым не заволок!» Ведь так можно и потерять черты прекрасного, открытого в поэтическом мире еще Пушкиным, Кольцовым. В своем творчестве Н. Рубцов, как и другие поэты и писатели, попытался осмыслить злободневную проблему современности — проблему отношения человека с природой. Он понимает, что человек живет в движущемся мире, нередко осложняющем жизнь.
Эта тема поднимается в стихотворении «Поезд». Легко почувствовать, что поезд, который мчится «с грохотом и воем», «с лязганьем и свистом», неприятен поэту. Скорее он вызывает недоверие.
А ведь несется поезд «с полным напряженьем мощных сил, уму непостижимых». Мгла, желтый рой огней, грохот поезда «в дебрях мирозданья», скорость, которая не дает разглядеть явления. Картина складывается впечатляющая. Движение подхватывает все, вот уже и поэт вовлечен в общий поток.
Человек находится в плену у времени, которое втягивает его на свои пути, не спрашивая у него желания. Грохот и лязг не утихли, и не исчезло беспокойство, связанное с возможностью крушения. Но человек — не один в этом движении, и поэт обрывает свои сомнения: Но довольно! Быстрое движенье Все смелее в мире год от году, И какое может быть крушенье, Если столько в поезде народу?
Так завершается это емкое, многозначное стихотворение. В самой малости можно порой увидеть то, что щедро дарит человеку родина. И как важно не пройти мимо этого.
Поэтому поэт обращается к тем, кто не видит красоты вокруг себя: «Куда же вы? Куда вы? Взгляните ж вы, какие здесь купавы!» .
А вот находит он уголок, где царят покой и тишина . Но нет умиротворения — есть тревожная картина запустения. Не барина — владельца парка, доживающего свой век на чужбине в тоске по родине, — пожалел поэт. Грустно, что «ничей приход не оживит картины», что никому не нужна эта красота. В стихотворении Николая Рубцова «Подорожники» появляется пеший человек на лесной дороге.
Он открывает бесконечность родного мира: …от кустика до кустика По следам давно усопших душ Я пойду, чтоб думами до Устюга Погружаться в сказочную глушь. Единство с природой для Рубцова — исходное условие бытия. Оттого и погружается он думами в «сказочную глушь» леса.
И шагает он, обретая вновь утраченные было ценности, которые совсем рядом.
Тема русской природы в лирике Н. Рубцова