Тема сочинения Образ дон Кихота. По роману Сервантеса
Пример первый. Рыцари прошлого… Они смущают души женской половины общества уже на протяжении нескольких столетий. Или, может, то живет в наших душах тоска или не хватает силы и мужества в наших современниках. Юношам же в очертаниях предыдущих эпох мерещатся рыцарские турниры и знаменитые победы. А знаменитейшие кодексы чести! Или и в самом деле придерживались их воины прошлого, или это только выдумка? Даже если выдумка, то такая, которой следует подражать. Недаром же эпоху Возрождения называют эпохой титанов. Одним из них был бедный эдальго Мигель Сервантес, который увековечив себя богатством души своего героя — рыцаря печального образа — Дон Кихота.
Мы почти ничего не знаем о Доне Кихоте, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного давнего щита, копья, худой лошади и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор. Но на наших глазах герой перевоплощается в безрассудного рыцаря.
Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано вообразил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему по душе не только рыцарские приключения, а высокая цель борьбы со взлом. И тогда он старается подчинить своей выдумке повседневность. Мир реальный вытесняется миром фантастическим. Кобыла становится боевым конем, а сам он — бедный дворянин — странствующим рыцарем, защитником обездоленных. Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комическим, когда он ведет бой с ветряными мельницами, усматривая в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребенком в своем понимании действительности. Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет. В эпизоде с побитым мальчиком-пастушком Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагическим. Мальчик — от побоев богатея, который не платит ему денег за работу, Дон Кихот — от своей слепой веры в человека. Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не нуждается в наказании своих оскорбителей, он требует от Дон Кихота денег за ночевку. Во время противопоставления автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.
И хотя поединок с львом тоже выглядит комически, герой возникает перед нами человеком очень смелым, тем не менее, он живой в фантастическом выдуманном мире. Кульминационным моментом столкновенья его с действительностью становится пребывание в герцогском замке. Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Панче и разбойника Роне Гинари, которые не наносили ему ни моральной, ни физической боли. А просвещенные и утонченные вельможи издеваются над рыцарем. В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила. Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а со временем нанесли и физическую боль, натравив разъяренных кошек. Но разочарование рыцаря появилось значительно позднее, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не борются со злом (это видно и в эпизодах с изгнанием народа морискив) и не стараются его искоренить.
Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в веках. А еще остается с нами его добрая мудрость:
«Свобода, Санчо, есть одна из наиболее дорогих щедрот, которые небо выливает на людей; с ней не могут сравниваться никакие сокровища… Ради свободы, так же, как и ради чести, можно и нужно рисковать жизнью, и, наоборот, неволя есть наибольшее из несчастий, которые только могут случиться с человеком».
Пример второй. Тема Дон Кихот и Санчо Панчес как олицетворение двух жизненных позиций.
Гете считал, что жизнь, прожитая без пользы, подобна смерти. Подобной точки зрения придерживалось большинство гениев XIX столетия. А что думали о содержании жизни предшественники Гете, представители литературных кругов эпохи Возрождения? Ведь они стояли возле истоков новых представлений о человеке, нового взгляда на окружающий мир. Каждый из титанов Возрождения сделал свой взнос в развитие этой эпохи. Величественные образы Дон Кихота и его оруженосца Санчо Панчеса воплотили сложные противоречия испанской действительности ХVI-XVII столетий, трагедию большой эпохи Возрождения в историю человечества.
И Дон Кихот, и Санчо Панчес представляют собой авторское понимание человеческой сущности — благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной увлечения. Дон Кихот и Санчо — представители разных общественных слоев. Но оба они свободные от внешних авторитетов и запретов. Дон Кихот смело порывает со своим классом, с обычным образом жизни во имя большой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, так как понимает, что Бог создал всех людей свободными. Даже служение мысленной Дульсинее, олицетворением которой постоянная вульгарная Альдонса, для героя тоже является частью служения человечеству.
Санчо Панчес является своеобразным дополнением образа Дон Кихота. Во-первых, он представитель народа. Во-вторых, он едет за Дон Кихотом не ради высокой цели. У него есть семья, и если он не получит от своего господина обещанный остров, то, по крайней мере, заработает денег. Общим для обоих персонажей Сервантеса есть чувства собственного достоинства. Вот как об этом говорит Санчо: «Я хотя и бедность, но христианин чистокровный и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие думают о кое-чем хуже, и все от человека зависит, значит, если я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова». Но Санчо Панчес в своем путешествии с Дон Кихотом не забывает и о наживе: прихватывает кое-что из вещей похоронной процессии, забирает седло осла-цирюльника.
Санчо реально смотрит на вещи, понимает дикость своего хозяина и подигрывает ему. А иногда он и сам верит бессмыслице. Так, Санчо верит вранью священника, который Доротея является принцессой, и уговаривает Дон Кихота защитить ее от великана.
Но Санчо — крестьянин, и его все время тянет к земле и к семье. Даже во время утопического правления островом, Санчо обнаруживает себя мудрым и некорыстолюбивым человеком. Законы, которые он выдает, преисполненные человечного отношения к подчиненным. Хотя странствующий рыцарь живая иллюзия и его оруженосец, они похожи отношением к людям. Дон Кихот и Санчо Панчес сочувствуют не только односельчанину мориску Рикоте и его дочурке Ани Фелис, которых с другими соотечественниками выселяют из родной земли. А сцена встречи с Рикоте развенчивает церковное вранье о нетерпимости между испанцами и морисками. Возможно, не случайно Дон Кихот видит в монахах дьяволов.
В конце произведения герои отличаются и мыслями, и поведением. Дон Кихот перестает быть активным там, где обнаруживает активность Санчо. Но на протяжении всего произведения мы не перестаем испытывать удивление большому гуманизму двух героев и гуманисту-писателю, который их создал.
Тема сочинения Образ дон Кихота. По роману Сервантеса