Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася»
И. С. Тургенев вошел в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме. Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести «Ася» . Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования.
Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести «веет поэзией», светом, радостью. Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далекие дни молодости уже в одиночестве. Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей. На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.
Искренность, правдоподобность описываемых событий передается через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну. Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь.
Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны. Этот прием позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни. В молодости господин N — это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша.
Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, «сияющей прозрачностью воздуха». Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор дает тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью.
Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело. Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть свое сердце истинному чувству, взять на себя ответственность. По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своем искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его.
Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь. Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить ее внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными.
Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку» и дичком. Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.
Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием ее чувство. Вначале Ася предстает перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной.
Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю. Вместе с тем у нее проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемленным самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она — незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь — благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву.
Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Все существо Аси стремилось к правде.
Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые ее окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всем правды, откровенности. Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом. Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через свое чувство ради нелепых предрассудков.
В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда. Тургенев показывает, какой силы, духовного взлета достигало чувство Аси, когда она признается, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи — «ваша»!
Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы ее считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределенности в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать ее за чрезмерную открытость, искренность. Только спустя много лет, после приобретенного опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки.
Мастерство тайного психологизма И. С. Тургенева в этой повести находит свое выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далеких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.
Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася»