Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Не перестаю удивляться, когда читаю роман Пастернака «Доктор Живаго». Перед нами, на мой взгляд, род автобиографии, несмотря на то, что здесь отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Но, тем не менее, мне кажется, что Пастернак пишет о себе. Он придумывает героя, через которого можно понять внутренний мир самого писателя. Поэтому вовсе неслучайно главный герой романа — доктор Юрий Живаго — пишет стихи.
Таким образом, писатель осмысливает свои жизненные впечатления, раскрывает внутренний мир: Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку. Стихи доктора Живаго находятся в приложении к роману. Эти произведения раскрывают духовный мир лирического героя, Юрия Живаго и самого автора.
Во время того, как Пастернак описывает поэтическое творчество Живаго, в этом описании проступают и некоторые черты творчества самого автора. Творческий процесс очень сложен для героя. Но все же он зависим от этого удивительного состояния: «После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытывал приближение того, что называется вдохновением».
Для доктора Живаго, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. Находясь в таком состоянии, герой романа чувствует свою беспомощность, поскольку сам уже не в силах что-то делать. Всем владеет язык, как «родина и вместилище красоты и смысла»: «все формы приобретают такую значимость, что не могут быть исключены или заменены чем-то иным».
Состояние вдохновения творило с героем что-то немыслимое. Он переставал чувствовать себя частью действительности и забывал обо всем: «Он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Таким образом, можно говорить о том, что главный герой романа — личность, глубоко чувствующая искусство.
Во многом он является частью этого удивительного «вдохновения». В чем же причина такого его отношения к творчеству? На мой взгляд, именно «подобное состояние душевного полета» помогает Юрию Живаго жить в такое непростое время.
Для него то, что происходит в стране, очень грязно и лживо. Он все время пытается скрыться, спрятаться от реальности. Главный герой никак не влияет и не пытается влиять на ход революции.
Он служит тем, к кому попадает. Однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих — восхищающих его своей безрассудной храбростью юношей. Для Живаго главную роль играет только то, что внутри, а остальное всего лишь цепь событий, которые в той или иной мере и влияют на это «внутреннее»: Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. По моему мнению, Пастернак преднамеренно избирает героем романа человека духовно богатого.
Ведь такая личность еще раз утверждает, что в жизни человека важнее всего лишь то, что делает людей людьми. И речь идет совсем не об утопических мечтах и надеждах. Все дело в духовной чистоте и красоте. Это внутреннее богатство как раз и проявляется в стихах Юрия Живаго. Его творения почти не носят отпечатка времени, они наполнены счастьем и любовью к окружающему миру.
Для Живаго творчество — это процесс, когда мир сливается «в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну», которая «заставляла его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования». И это ликование тем значительнее в романе, что чистое существование тотчас же сливалось для него с «утробно-скулящим завываньем» подступивших к усадьбе волков. Таким образом, роман Пастернака «Доктор Живаго» имеет глубоко философский смысл. Автор считает, что истинное счастье — не стремление к прекрасному будущему через боль и страдания. Оно во внутреннем мире человека.
Счастье невозможно навязать, каждый человек сам творит свою судьбу. И Юрий Живаго, как и сам Пастернак, нашел духовное удовлетворение в творчестве.
Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»