Тема. Урок дополнительного чтения Гофман. «Золотой горшок»
Цель : углубить знание о творчестве Гофмана; ознакомить учеников с произведением Э. Гофмана «Золотой горшок»; воспитывать интерес к литературе и искусству. Оборудование: схема. Тип урока: дополнительное чтение с элементами анализа эпического произведения. ХОД УРОКА I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Два параллельных мира могут перекрещиваться, могут существовать параллельно, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное противоречие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Гофмана не поняли современники, но уже через несколько десятилетий после его смерти писателя начали считать пророком.
Эдгар По, Оноре де Бальзак, Федор Достоевский, Александр Блок, Франц Кафка и много других считали Гофмана своим учителем. В первой книге «Фантазии в манере Калло. Письма из дневника странствующего энтузиаста» Э. Гофман утверждает: художник — не профессия, художник — образ жизни. Таким является Ансельм из новеллы «Золотой горшок» (1814).
Уже эта ранняя новелла демонстрирует основные особенности творчества Гофмана: изображая материальный мир, он мастерски передает колорит через эстетичную деталь (действие происходит в Дрездене, город легко узнать), реально отображает жизнь немецкого бюргерства (мечты Вероники являются типичными мечтами духовно ограниченной личности женского пола). «Золотой горшок» так же, как и «Крошечка Цахес», ошеломляет своей чудной фантастикой. Но чем интереснее является приключение, тем становится более очевидным — все это является плодом неудержимой выдумки писателя, все это является сказкой. Сегодня мы о сказке и поговорим.
II. Работа над темой урока Коллективное составление схемы сюжетной линии произведения Цитатный комментарий к схеме Приключение возле Черных ворот. «…одно новолуние…
Попало просто в корзину с яблоками и пирожками дряхлой торговки… На визг старой все покинули свои столики с пирожками и водкой, окружили юношу и ну ругать его, а он, запылав от стыда и волнения, был в состоянии лишь подать ей свой маленький, не очень полный кошелек, который старая алчно выдрала у него из рук и вмиг спрятала… Хриплый, пронзительный голос старой был такой страшный, что все изумленно останавливались, и смех, который вначале звучали, вмиг стих…». Проклятие старой ведьмы. «а, убегаешь, чертей сын, скоро в бутылке сгорбишь спину!» (Здесь и дальше перевод С.
Сакидона) раздумья под бузиной. «Таки и правда — родился я себе на горе и беду!.. » Три змейки. Чувство любви.
«…Анзельм увидел, что одна змейка простерла головку к нему. Словно электрический ток пронизал его насквозь, он весь задрожал, глянул застывшим взглядом вверх и увидел пару замечательных синих глаз, которые с невыразимой тоской смотрели на него, и неизвестное до сих пор чувство небесной утехи и глубочайшей боли словно пронзило ему грудь.
И пока он, полный горячей жажды, смотрел в те замечательные глаза, сладкие аккорды хрустальных колокольчиков звенели еще сильнее, искристые изумруды посыпались на него, обвили его золотым плетением, отливая тысячами искр, играясь мигающим золотом красок… и чем больше погружался Анзельм во взгляд чудесных глаз, тем горячее становилась его тоска, пылала жажда. И вдруг все задвигалось, зашевелилось, словно проснулось к радостной жизни. Цветы пахли вокруг него, и их дух полился, будто замечательное пение тысячи флейт, а отголосок того пения золотые вечерние тучки, которые летели мимо, несли с собой в далекие края…
«. Ранний подъем и еще одна встреча с ведьмой. «Все шло как можно лучше.
Казалось, его вела счастливая звезда, галстук сидел хорошо, нигде ничто не распоролось, ни одна петелька на черных шелковых чулках не порвалась, вычищенная шляпа ни разу не упала в пыль… он хотел взяться за… молоток, как вдруг металлическое лицо засветилось гадким синим светом и растянулось в мерзкую улыбку. Ах!
И это же лицо торговки из-под Черных ворот! Острые зубы защелкали в разинутом писке, и оттуда зарыпело, захрипело: » Дурр-рак! Дуррак!
Дуррак! Подожди, подожди! Почему убегаешь? Дуррак!..»». Вдохновение от любви.
«…Студент Анзельм уже несколько дней работал у архивариуса Линдгорста, и те часы работы были для него самые счастливые в жизни, так как здесь, всегда слышны дорогие звуки, отрадные слова Серпентинины, а временами даже тихое и нежное, как весенний ветерок, прикосновенье ее дыхания, он пронимался никогда не знаемым чувством утехи, которая достигала иногда высочайшего блаженства. Вся бедность, все мелкие заботы его мизерного существования вылетели из сердца и головы, и в новой жизни, которая сошла для него в солнечном сиянии, Анзельм постиг все чудеса высшего мира, которые прежде наполняли его удивлением и боязнью… Он прислушался к каждому ее слову, которое отдавалось в самых потаенных глубинах его души и, словно яркий луч, зажигал в нем небесную утеху… «. Рассказ Серпентины. «…Берегись старой, любимый Анзельм, она твой враг, так как твоя младенчески чистая душа уже обезвредила ее злое колдовство.
Будь верен, верен мне, и ты скоро придешь к цели…». Ощущение стеклянной бутыли. «…пожалей, ласковый читатель, студента Анзельма, который познал эти невыразимые мучения в своей стеклянной тюрьме; но он чувствовал, что и смерть не могла бы освободить его, так как разве же не проснулся он от бессознательности, в которую впал через чрезмерные мучения свои… Он не мог шевельнуться, его мысли бились об стекло, ошеломляли неприятными звуками, и вместо выразительных слов, которыми раньше говорила его душа, слышал лишь глухое гудение безумия… «. Еще одна стычка с ведьмой; отказ от бракосочетания с Вероникой. » …вглядываясь внимательнее, он видел, как все выразительнее из него выступали отвратительные черты сморщенного лица старой женщины, а вдруг возле полки встала торговка из-под Черных ворот… «…Ты моим сыночкам растоптал лицо, а мне обжег нос, тем не менее, я на тебя не имею зла…
Так как ты раньше был порядочный мальчик и моя дочурка тебя любит. Но из бутыли не вылезешь, пока я тебе не помогу…» — «…лишь твои адские чары привели меня к преступлению, которое мне нужно теперь искупить…
Я не хочу быть советчиком, и не гляну на Веронику, которая из-за тебя обольщает меня лишь на беды. А не станет Зеленая змейка моей, то я погибну от тоски и боли. Прочь, прочь…». Поединок добра и зла. «…Старая, преисполненная злости и отчаяния, бросила горнец назад от себя, вскочила к архивариусу и, растопырив пальцы, хотела вцепиться в него когтями, но архивариус быстро сорвал свой шлафрок и швырнул его на старую. Тогда зашипело, забрызгало, затрещало голубое пламя из пергаментовых листов, старая засуетилась, воя от боли…
Кот и попугай, фыркая и ревя, метались по комнате. В конце концов, попугай повалил кота сильными крыльями на землю и, крепко держа его, запустил в него когти, а тот в смертельных судорогах ужасно завил и застонал, выдолбил ему острым клювом горящие глаза, и из них брызнула огненная пена. Густой угар взлетел оттуда, где старая упала на землю под шлафроком…
«. Победа. «…когда студент Анзельм, обрадовавшись поражению похабной торговки, которая его толкала к гибели, глянул на архивариуса, то снова увидел высокую, величественную фигуру князя духов, который смотрел на него с невыразимой приятностью и достоинством. » Анзельм,- промолвил князь духов,- не ты, а вражеские стихии, которые по-разрушительному старались ворваться в твою душу и оторвать тебя от самого себя, виновны в твоем унынии. Ты не предал своей цели, будь свободный и счастливый». Молния пронизала все естество Анзельма, чудесная музыка хрустальных колокольчиков зазвучала сильнее и мощнее, чем когда, его фибры и нервы задрожали, но все громче звучали аккорды по комнате; стекло, которое подвергло заключению Анзельма, разбилось, и он упал в объятия любимой, милой Серпентины». III.
Рефлексия 1. Итоговая беседа Почему мещане высмеивали Анзельма?
Какое событие дало начало странным приключениям героя? Какие смешные случаи вам запомнились? О чем рассказала Анзельму Серпентина? Почему Анзельму было плохо в своей стеклянной бутыли, а его товарищам — удобно и хорошо?
Что символизирует в сказке бутыль? Как соотносится фантастическое и реальное в сказке? Возможно ли подобное объединение в нашей жизни? Похож ли главный герой сказки «Золотой горнец» Анзельм на Балтазара? Чем? (Балтазар является поэтом в душе: он не только сочиняет стихи, но и ощущает свое единство с природой, он имеет дар прозорливца). 2. Интервью у автора — Вообразите, что у вас появилась возможность взять интервью у Гофмана. О чем бы вы у него спросили? Почему у вас возникли такие вопросы? (Ответы учеников.) IV. Домашняя задача К следующему уроку дополнительного чтения «Мазепа в произведениях мировой литературы» прочитать произведения В. Гюго «Мазепа», А. Пушкина «Полтава», В. Сосюры «Мазепа», Ю. Словацкого «Мазепа» в группах (объединяются ученики произвольно); подготовить сообщение об истории создания произведения, его жанровой своеобразности, сюжет и художественные особенности и краткую характеристику образа Мазепы.
Тема. Урок дополнительного чтения Гофман. «Золотой горшок»