Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке
Форма урока: комбинированный урок. Цель: овладеть навыками анализа музыкальных и живописных произведений, созданных в стиле барокко. Задаче: 1. Продолжить работу над овладением учащимися арсеналом средств художественной выразительности стиля барокко (живопись, музыка). 2. Развитие способностей к анализу. Ход урока 1 этап. Учитель.
Слово «барокко» имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной, формы. Этим словом стали называть художественные стиль, господствовавший в культуре Европы с начала XVII века и до 30-х годов XVIII века. Это стиль резких контрастов и неожиданных сопоставлений.
Ему свойственно тяготение к гиперболе, к преувеличению, что проявляется во всех видах искусства: чрезвычайная эмоциональная наполненность, стремление вырваться из рамок привычного, воспарить духом свойственно и живописи, и музыке, и литературе. Формы барокко не обладают пропорциональностью и уравновешенностью, они стремятся к нарушению симметрии, к изобилию, к тяжеловесной детализации. Искусство барокко обладает страстным характером, и эта страсть поистине безгранична: радость неизменно оборачивается ликованием, печаль — скорбью, а упрек легко превращается в проклятье. Эту тягу барокко к преувеличениям прекрасно выразил английский поэт Томас Кэрью в стихотворении «Нетерпимость к обыденному»: Дай мне любви, презренья дай, Дай насладиться полнотой. Мне надо жизни через край — В любви невыносим покой! Огонь и лед — одно из двух! Чрезмерное волнует дух.
Пускай любовь сойдет с небес, Как сквозь гранит златым дождем К Данае проникал Зевес! Пусть грянет ненависть, как гром, Разрушив все, что мне дано. Эдем и ад — из двух одно. О, дай упиться полнотой — Душе невыносим покой. (Стихотворение читает один шучеников.) 2 этап. Учитель.
В музыке барокко действует правило одкоаф-фектностн: словом «аффект» в то время называли чувство, страсть. Правило одвоаффектиости подразумевает: композитор в произведении будет разворачивать одну картину, одну главную мысль, которая будет расцвечиваться и обрастать новыми подробностями.
Тест на определение: Какой из музыкальных фрагментов относится к стилю барокко, а какой нет и почему? (Имена композиторов называются только после обсуждения. ) Прослушивание I части из концерта Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Общее время звучания 3.28. Прослушивание Фантазии ре минор Моцарта: Общее время звучания 4.57. Учитель (после обсуждения) дает правильный Ответ. Первый фрагмент можно отнести к стилю барокко, потому что в своем концерте Вивальди использует правило одно эффектности: он повествует о том, как люди встречают обновление в природе (ведь концерт носит название «Весна»), водят хороводы.
И если, не зная название концерта, сложно догадаться об этом, то все равно ощущается, что в музыке идет развитие одной мысли, одного переживания. Во втором фрагменте в произведении Моцарта мы слышим не одну данную в развитии мысль, а две, представленные двумя контрастными Тема уроками. Тест на определение: Какие из представленных произведений живописи, с вашей точки зрения, можно отнести к стилю барокко и почему? Зрительный ряд: 1.Рубенс «Поклонение волхвов». 2. «Снятие с креста».
3. «Крестьянский танец». 4. Пуссен «Отдых на пути в Египет».
5. «Суд Соломона». Учитель (после обсуждения сучащимися ух предположений) предлагает правильный ответ. 1, 2, 3-е произведения, т. е. картины Рубенса, относятся к стилю барокко, а 4,5-е (картины Пуссена) — нет. Учитель.
Выделим несколько характерных особенностей, благодаря которым мы сможем определить принадлежность картины к стилю барокко: 1. Эмоциональность, экспрессивность, перегруженность деталями. 2. Барочная картина часто изображает одновременность не скольких различных событий, переживаний, чтобы подчеркнуть динамику времени.
3. Художники, пишущие в стиле барокко, краску воспринимают как элемент живописной фантазии, а не как имитативное средство.
Вспомним картины Рубенса: для этого художника главное не сымитировать природный цвет предмета, а создать мощный цветовой аккорд — яркий, насыщенный, волнующий чувства зрителя. 4.
Большинство мастеров барокко (например, Рубенс, Караваджо) предпочитают вертикальный формат картин, который позволяет выделить торжественность, величавость момента и воплотить движение сверху вниз: например, в картине «Воздвижение креста» Рубенсом запечатлен процесс воздвижения креста с телом распятого Иисуса. Рубенс фиксирует момент, когда крест уже не лежит на земле, но еще, и не принял вертикальное положение, т.
Е. художник изображает именно движение сверху вниз. Или для картины «Обращение святого Павла» Караваджо потребовался вертикальный формат, чтобы показать именно торжественность момента — момента общения Павла с Богом, что в корне изменит не только жизнь Павла, но и его самого. 5. Динамичность, для чего часто вводятся мотивы схватки, погони: например, картина «Похищение дочерей Левкиппа» Рубенса, где запечатлен момент острой борьбы, или картина «Воздвижение креста» — участникам действия приходится предпринимать такие усилия для воздвижения креста, что внешне это напоминает скорее схватку с крестом, нежели его воздвижение. Задание классу: опираясь на полученные сведения о характерных особенностях стиля барокко, доказать, что данное произведение обладает характерными чертами данного стиля.
(Задание выполняется письменно, и учащиеся самостоятельно выбирают из предложенного зрительного ряда произведение для анализа.) Зрительный ряд: 1. Рубенс «Кермесса». 2. «Поклонение волхвов».
3. «Воздвижение креста». 4. «Персей и Андромеда». Домашнее задание (по выбору учащихся): 1. Описание одного из произведений Рубенса с выявлением характерных черт стиля барокко. 2. Прослушать любое произведение Вивальди и описать, используя правило одно эффектности. 3. Подготовить сообщение на тему «Стиль барокко в западноевропейском искусстве XVII века». Вопросы я задания: 1. Какие значения имеет слова «барокко»? 2. Дать общую характеристику стиля барокко. 3. Сформулировать правило одно эффектности. 4. Перечислить черты, характерные для барочной картины.
Тема урока: Барокко в западноевропейской живописи и музыке