Тема урока. Буквы А, О в корнях — кас — кос-, — лаг — лож-
Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне; продолжить работу над развитием связной речи; воспитывать Внимание к языковым явлениям в русском языке — чередованию гласных в корне. Оборудование: таблицы «Незаконченное предложение».
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания Выборочная проверка упражнений.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа — Какие корни подчиняются правилу «Чередование И — е в корнях » ? — При каком условии в них будет писаться буква И?
— О каких еще корнях, подчиняющихся этим условиям, вы узнали из «Приключений Ошибкина»?
2. Словарный диктант с обозначением орфограмм Шорох, забирать, замереть, шепот, шов, поджигать, перестелить, черный, жернов, выстилать, замерять, шелк, шел, выжег, ожог руки, придираться, шорты, шоколад, желтый.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1.Материал для наблюдения Запись на доске: — КАС — А — КОС — ЛАГ — А — ЛОЖ — — От чего зависит написание гласных в этих корнях? 2. работа с учебником — Прочитайте правила на с. 174. — К каким корням можно применить 2 правила? — Запишите примеры слов с корнями-КАС-, — КОС-, — ЛАГ-, — ЛОЖ-, пользуясь материалом для наблюдения на с.174. 3.
Задача для знатоков — Объясните, что общего и в чем различие между корнями в сло Вах: коса, коснуться. Сделайте вывод. 4. распределительный диктант Распределить словосочетания в две колонки: А — О в корнях.
Прикасаться к тетради, касательная линия, положительный герой, сложное предложение, коснешься темы, точное прилагательное, сложение чисел, перемена слагаемых, предложить помощь, удачное изложение, излагать мысль. Проверка выполнения задания. 5. Конструирование предложений С двумя словосочетаниями составьте предложения на одну тему, обозначьте орфограмму. Взаимопроверка Проверка вслух 2-3 предложений. V.
Закрепление изученного материала
1. работа с материалом учебника Упр. 306. VI.
Итог урока
Заполнение таблиц «незаконченное предложение» Закончите предложения. Предложение На уроке я понял… Я научился… Предложение Наибольший мой успех сегодня… Я испытал следующие трудности: …
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику (выучить орфограммы). Высокий уровень Упр.
310. Достаточный уровень, средний уровень Упр. 307.
Тема урока. Буквы А, О в корнях — кас — кос-, — лаг — лож-