Тема урока. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, Антонимы
Цели: развивая ассоциативное мышление, дать понятие о группах слов по лексическому значению; учить систематизировать полученные сведения; прививать интерес к межпредметным связям. Оборудование: иллюстрации к переносному значению слов, иллюстрации к теме. ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания Выставка рисунков, выявление прямого и переносного значения слов; оценка работ. II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос — Что такое лексика?
— Что называется лексикологией? — Какие значения есть у слова? (Лексическое и грамматическое) — Какие группы слов по количеству лексических значений существуют? (Однозначные, многозначные) — Как называется художественный прием, созданный на основе переносного значения? (Олицетворение) III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1.
Слово учителя В русском языке много слов. Все они по разным признакам делятся на группы. Так, по значению, среди слов выделяют три основных группы: омонимы, синонимы, антонимы. С некоторыми их этих групп вы уже знакомы.
2. работа с иллюстрациями Внимательно рассмотрите иллюстрации.
— На каких картинках изображены одинаковые предметы? С чем Это сходство у нас ассоциируется? (С близнецами: рис. 1) Бывают слова-близнецы, они также одинаковы внешне, но име Ют разное лексическое значение, как и близнецы — разный харак Тер, привычки (коса: коса из волос, коса для косьбы). — На какой картинке размещены очень похожие (по форме, цвету, качествам) предметы? (рис. 2) Так же, как у братьев сходятся вкусы, у синонимов есть общие компоненты лексического значения (красный — алый). — Сравните оставшиеся иллюстрации. Что в них явно противоположно? Как мы назовем эти отношения? Давайте начертим таблицу и занесем туда яркие признаки, по Которым определяются эти группы. (Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя, с демонстрацией иллюстративного материала.) Омонимы (одинаково пишутся) Синонимы (похожие лексические значения) антонимы (противоположные значения) Близнецы Братья Враги Русая коса — железная коса Красный, алый Правый — левый 3. работа с учебником (§ 20) Заполните таблицу 3-4 примерами (по колонкам), пользуясь материалом параграфа. V. Закрепление изученного материала
1.
Диктант-миниатюра с лексическим заданием Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть? Жалили, куда попало, им за это и попало. (Я. Козловский) — Подчеркнуть омонимы, устно объяснить их значение. — Слова, одинаково звучащие, но разные по значению и написанию, называются ОМОФОНЫ («фон» — звук).
— Найдите омофоны в написанном тексте. 2. Тренировочные упражнения Упр. 226, 229, 242. VI. Итог урока
— На какие группы по лексическому значению делятся слова? — Дайте характеристику каждой группе.
— Приведите примеры. VII.
Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Упр. 243. Достаточный уровень, средний уровень Упр. 227, 231, 241. VIII. «На закуску» В лесу родилась необычная елочка: вместо веток на ней появились наречия, отвечающие на вопросы КАК? и КОГДА? Поищите слова-антонимы для второй половины веток. Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку Взять словари синонимов, антонимов, омонимов в библиотеке или принести из дома (см. урок № 62).
Тема урока. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, Антонимы