Тема урока. Обособленные и уточняющие члены предложения (обобщение)
Цели: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения; совершенствовать учебно-познавательные и речевые умения и навыки. Оборудование: автопортрет И. Крамского, репродукции картин И. Крамского «Портрет Ф. А. Васильева», «Портрет И. И. Шишкина».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Ход урока
I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа — С какой целью обособляются члены предложения? — Какую роль играют обособленные определения и обстоятельства в предложении? — Какая позиция определений и приложений является основной при их обособлении? Почему? — С каким производным предлогом обстоятельства обособляются всегда?
— При каких условиях обособляются обстоятельства с другими производными предлогами? — Как отличить однородные обстоятельства от уточняющих? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Большинство осложненных предложений, оставаясь в структурном отношении простыми, тяготеют к сложным предложениям. Структура предложений с обособленными членами позволяет включать их в синонимические ряды со сложноподчиненными предложениями. Все это нужно учитывать, чтобы понять место осложненных структур в общей системе типов предложений русского языка.
IV. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1.
Осложненное списывание АВТОПОРТРЕТ КРАМСКОГО В Государствен(н, нн)ой Третьяковской га(л, лл)ерее находи(ть)ся автопортрет художника Ивана Николаевича Крамского. С первого взгляда портрет проковывает к себе Внимание зрителя, заставляя остановит(ть)ся и вглядет(ть)ся.
Лицо, бледное, худощавое, с резко обозначе(н, нн)ыми скулами, глубоко посаже(н, нн)ыми глазами и нависшими черными бровями, поражает своей значительностью и серьезностью. (Ни)чего э(ф, фф)ективного нет в этом портрете.
Скромная одежда небрежная прическа только о(т, тт)еняют благородство образа. Чувствуе(ть)ся что этот человек живет напряже(н, нн)ой жизнью что сложные душевные переживания в..лнуют его и сейчас одухотворяя его облик придавая ему особую красоту. Лицо освеща..т умный, проницательный взгляд приникающий в самую душу.
Этот взгляд можно запомнить на всю жизнь. (По Э. Кузнецовой) Задание Сформулируйте основную мысль текста. Укажите орфограммы и пунктограммы на месте пропусков и скобок. Объясните лексическое значение выделенного слова. 2. творческий диктант И.
Н. КРАМСКОЙ «ПОРТРЕТ Ф. А. ВАСИЛЬЕВА» Писать портрет Васильева было трудно. Крамской долго вглядывался в лицо молодого художника (постигая характер, вживаясь в образ).
И только после такого тщательного изучения приступил к портрету. Васильев стоит (опираясь на спинку кресла). Поза свободная, непринужденная, во всем чувствуется изящество, благородство манер, умение держаться с достоинством. Лицо Васильева выделено светом, оттенено белым воротничком. Это лицо юноши (не утратившего своей нежности).
Но глаза смотрят не (по) юношески серьезно, внимательно, пытливо. Чувствуется, что этот человек тонкого и острого ума (видящий и понимающий больше многих сверстников). Юношескую непосредственность, мягкость и доброту, искренность и требовательность к себе и своему искусству прекрасно удалось передать Крамскому в портрете художника (вызывавшем восторг и преклонение современников). (По Э. Кузнецовой) Определите тип и стиль речи. Запишите текст, распространив его обособленными определениями и обстоятельствами. Какую роль играют они в тексте?
Произведите словообразовательный разбор выделенного слова. 3. сочинение-миниатюра по опорным словам И. Н. КРАМСКОЙ «ПОРТРЕТ И. И. ШИШКИНА» Опорные слова: заложив руки в карманы, небрежно застегнув сюртук, жадно всматривающиеся в мир глаза, великий художник и тонкий психолог, любивший людей, природу и искусство.
Заложив руки в карманы, небрежно застегнув сюртук, Шишкин стоит в свободной и непринужденной позе. Во всем его облике мы ощущаем спокойную силу, уверенность и человеческое достоинство. Слегка прищурены внимательные, пытливые глаза, жадно всматривающиеся в мир.
Великий художник и тонкий психолог раскрывает главные качества личности Шишкина, и зритель чувствует симпатию художника к этому большому и доброму человеку, любившему людей, природу и искусство. (По Э. Кузнецовой) V. рефлексия.
Подведение итогов урока Устная лингвистическая миниатюра «Что общего между обособленными и уточняющими членами предложения и чем они различаются?» (время обдумывания ответа — 3 мин).
VII. Домашнее задание
Повторить теоретический материал по изученной теме. И. Крамской. «Портрет и. и.
Шишкина» Подготовиться к тематической контрольной работе.
Тема урока. Обособленные и уточняющие члены предложения (обобщение)