Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера
Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока
I. Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний
Беседа — Какие стили и типы речи вы знаете? — Какая связь предложений в тексте характерна для текста-описания? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы.
Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых… IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. чтение текста изложения учителем в.
Суриков. «Памятник Петру І на сенатской площади в Петербурге».
1870 7 августа 1782 года после полудня народ сходился к Сенатской площади на открытие памятника Петру I. Пятнадцать лет готовилось в Петербурге это торжество. И вот этот день наступил. Вокруг памятника, еще закрытого покрывалом, стоят гвардейские полки, зрители заполняют трибуны и даже крыши ближних зданий. Наконец на главной трибуне у здания Сената появилась императрица. Ударил артиллерийский салют, и покрывало упало. Перед глазами зрителей появился один из самых удивительных скульптурных монументов XVIII столетия: всадник на скале, железной рукой поднявший на дыбы горячего коня. В противоположность традиции того времени композиция скульптуры основана на встрече противоборствующих сил: движение коня и покой всадника, минутность позы и вечность монумента, свобода природы и власть человеческой воли. На гранитной скале пьедестала императрица приказала написать: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Она хотела, чтобы в ней видели продолжательницу дела Петра. Создатель памятника Э. Фальконе писал: «Называя Петра Великого созидателем, реформатором, законодателем, я соглашусь с общим мнением, но я не считаю, что Россия до него была совершенно варварской…Чтобы возвеличить государя, не следует унижать нацию, того не заслуживающую». Толпа на площади криками приветствовала появление Медного всадника… (По Л. Бадиновой и Г. Кудырской) 2. Беседа — Как можно озаглавить этот текст? — К какому стилю он относится? — Какой тип речи является в тексте основным? 3. Коллективная работа над составлением плана изложения Примерный план 1. На Сенатской площади в ожидании открытия памятника Петру I. 2. Торжественный момент открытия. 3. Перед глазами зрителей появился всадник на скале… 4. Особенность композиции скульптуры. 5. Надпись на пьедестале. 6. Высказывание создателя памятника Э. Фальконе о России и русском народе. 4. Подготовительная работа перед написанием изложения 1) Объясните значение и написание слов скульптурный монумент, композиция скульптуры, пьедестал, традиция. Обратите Внимание на использование прописной буквы в именах и названиях (Петр Первый, Екатерина Вторая, Петр Великий, Сенатская площадь, Медный всадник). 2) Какое цитирование, использованное в исходном тексте, вы передадите точно (как предложение с прямой речью), а какое — приблизительно, сохранив только его смысл (в виде придаточного предложения)? Творческие задания Включите известные вам сведения о создателе памятника Петру I Э. Фальконе в текст вашего изложения. — Дополните описание памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Какое символическое значение придается отдельным деталям памятника? Какие мысли и чувства рождает у вас этот памятник? Расскажите о них в заключительной части изложения. Комментарий для учителя Достаточно, если ученик выполнит только одно творческое задание из предложенных трех. При написании изложения учащиеся могут использовать иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге (учащиеся предупреждаются об этом заранее). 5. Повторное чтение текста учителем 6. написание изложения с элементами сочинения (в черновиках) V. Домашнее задание
Закончить начатую на уроке письменную творческую работу.
Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера