Тема урока. Тренировочные упражнения грамотного написания слов с чередованиями гласных в корне слова
Цели: опираясь на теоретический материал, продолжить совершенствование навыка грамотного написания слов с чередованиями гласных в корне слова; расширять словарный запас учащихся; воспитывать чуткость и Внимание к красоте природы, прививать желание самосовершенствования. Оборудование: головоломка от Хитрой буквы (на доске). ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания Проверка сочинений-миниатюр Один учащийся читает сочинение. Другой выписывает слова с указанными орфограммами, которые он употребил в работе. II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение орфограмм (устно) 2.
Игра «Змейка» (по рядам у доски) Написать примеры на приведенные орфограммы. 1 ряд 2 ряд 3 ряд — БеР БИРА — ЛАГ ЛОЖ — РАСт РАЩ — КАС КОС — РОС — III.
Постановка целей и задач урока
IV. Повторение и Закрепление изученного материала
1. Выборочный диктант Выписать слова с гласными О — Е после шипящих, объяснить их написание, отгадать последнее слово. Содержал я сад в порядке. Ну и что ж! Я очень рад!
Я ровнял лопатой грядки. мама к зеркалу ведет — Утром в шортах, босиком Папа ножницы берет. По чащобам мчал бегом.
— Сад ты содержал в порядке — Облупился даже нос. Голова ж — сплошная грядка. Говорят, я весь оброс, Волосам нужна прополка. А зачем, спросить всерьез, Я молю: Мне расческа для волос? Не режьте…! (челку) (О.
Кургузова) Черный стал, как шоколад. 2. Объяснительный диктант Цветок лотоса — символ чистоты и благородства. Он часто произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных людей с утра и до вечера не покидают берега водоемов, которые устилают цветы лотоса.
Очертаниями лепестков растущий лотос производит чарующее впечатление. «Лотос — друг солнца»,- писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок собирается радовать зрителей три дня. И только замершие листья его зонтиками продолжают стоять в воде.
(По И. Лободе) КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 1) Тип речи. 2) Стиль речи. 3) Тема текста. 4) Пунктограммы. 5) Орфограммы. 6) Синтаксический разбор выделенного предложения. V. Итог урока
— Какие знания вы смогли закрепить сегодня на уроке? — Что вы повторили сегодня из ранее изученных правил? — С какими разделами языка мы сегодня поработали? VI.
Домашнее задание
Теория по учебнику. Найти в художественных текстах и выписать 10 предложений со словами, содержащими чередующиеся гласные в корне слов. Принести черновик сочинения «Весна в моем городе (селе)». VII.
«на закуску» Хитрая буква предлагает свою головоломку: — Двигаясь по линиям, соедините точки слов, у которых в корне пишется И, и вы узнаете меня,- сказала буква. БЛ..СТЕТБ ЗАД.. РАТЬ у^г ^»\ПОДП..
РАТЬ ЗАМ..РАТЬ ПЕРЕСТ..РАТЬ ЗАМ.. РАТЬ Должна получиться буква М (начало — от слова замирать).
Тема урока. Тренировочные упражнения грамотного написания слов с чередованиями гласных в корне слова