Тема урока. Урок вежливости
Цель
: раскрыть содержание этикета, целесообразности его соблюдения; ознакомить с правилами культуры поведения за столом, формировать этические навыки; выучить словарь вежливых слов; воспитывать почтительное отношение к старшим членам семьи и чужих людей; ознакомить учеников с требованиями к ежедневной речи (чистота, выразительность, четкость); выявить с детьми недостатки в собственной речи (лишние слова, слова-паразиты); воспитывать любовь к родному языку. Оборудование: стих «Мокрица», иллюстрации к сказкам, правилу вежливости. Девиз урока: «Посеешь поступок — вырастет привычка». Ход урока
I.
Актуализация опорных знаний — Договорились как-то Андрей, Миша, Аленка и Наташа провести вместе воскресенье. Начался дождь, и Наталка пригласила всех к себе домой. — И нет,- говорит Андрей,- лучше по домам.
Мне хочется почитать… — У нас почитаешь,- сказала Наташа. — А мне уже и есть хочется,- говорит Аленка. — У нас покушаем, — ответила Наташа. — А мы твоим дома не будем мешать?
— спрашивает Миша. — А их никого нет. В гости поехали,- сказала Наташа…
Зашли в дом. Дети сразу принялись разуваться. Наташа увидела и говорит: — Не надо, гости заходят обутые. — Так у вас же убрано,- говорит Аленка. — Не беда, — говорит Наташаа.
— Уберется еще раз… (а кто убирает у них — она не сказала!). Все-таки никто Наташу не послушал. А когда зашли в комнату, зазвонил телефон.
(У Наташи, знаете, есть дома телефон). Бросилась Наташа к трубке и… и зашел веселый разговор, так как звонила подруга. Наташа только махнула друзьям рукой, дескать, садитесь, чего стоите.
Андрей долго не усидел. Подошел к книжному шкафу, хотел из-за стекла вынуть книгу.
Наташа трубку отклонила и говорит: — Мы тех книжек не берем. Это для красоты. Я сейчас тебе сама какую-нибудь найду. Да и снова принялась в трубку щебетать: — Это ко мне друзья пришли. Сейчас буду их угощать пирогами, мама утром напекла. Жаль, что ты далеко… Долго еще Наташа рассказывала своей подруге о гостях, о пирогах, о том, что мама вчера так убрала в доме, что все аж блестит, и о кино по телевизору, и о кактусе на окне, и о гусях на дворе…
В конце концов, Наташа кладет трубку и говорит: — Сейчас будем есть пироги, выпьем сок. Хорошо? Дети согласились, но снова звонит телефон. Это уже другая подруга, но и ей Наталка рассказывает все то, что и первой. В перерыве между двумя фразами успевает сказать Аленке: — Принеси из кухни пирог, чашки, сок…
— А чем застлать стол? — спрашивает Аленка. — Ай, обойдется,- сказала Наташа и снова возвращается к телефону. Когда закончила разговор, стол уже был накрыт, все ждали хозяйку. Только взялись за пирог, как снова зазвонил телефон…
Когда Наташа закончила говорить, дети поели пирог, попили сок, убрали после себя и собрались уже идти домой. — Благодарим, — сказали… Может, и Наташа сказала бы им «на здоровье», но снова зазвонил телефон. Она только и сказала: — Это из-за него у нас пропало воскресенье… — А что бы ты сделал на месте Наташи? — Умеет ли Наташа приглашать к себе друзей?
— Умеет ли ценить мамину работу? — Умеет ли беречь время — свое и друзей? — Умеет ли она правильно вести себя с телефоном? II. Сообщение темы урока Как ты поступишь, если: … к тебе пришли гости, а позвонил товарищ?
… товарищ любит долго говорить по телефону? … пришли друзья, а ты не знаешь, как накрывать на стол? Памятка 1) Когда ко мне приходят гости, я уделяю им внимание. 2) Учусь у мамы накрывать на стол. 3) Не болтаю напрасно по телефону. Работа над темой урока 1. Работа над стихом.
Мокрица Раз Мокрицу пригласили В Белую, в гости, на свадьбу. Как обрадовалась здесь Мокрица И как бросится с порога! Выскочила на дорогу И… спутала все ноги.
Все сто ног! Плохи дела: Где здесь левые? Где здесь правые?
А передние где? А задние? Разберись в том беспорядке! Принялась Мокрица Прямо посреди дороги Упорядочивать ноги: Распутала первую, пятую, Потом третью и девятую, Двадцать вторую и двадцать шестую, Потом… все пошло не просто, Так как, когда нашла тридцатую, Уже забыла о двадцатой, А пока ее искала, Пятая снова где-то пропала! И Мокрица ругается: «Проклятая! Стой!
А где же эта сорок пятая?». Так задерганная Мокрица, Перепутывая ноги, Считала, пока Белая Вся, как есть, позеленела. А Зеленую же Мокрицу Не приглашали. И с дороги Должна была она возвращаться К своему дому.
— Вежливая ли была Мокрица? — Как бы вы поступили на ее месте?
— Как нужно вести себя в гостях? 2. Работа над материалом учебника. — Рассмотрите иллюстрации. К какой они сказке? Работа с учебником. 1) Чтение отрывка сказки. 2) Рассказ учениками сказки в целом. 3) Вывод. 3. Обсуждение содержания и формы обращения для приветствия именинника. 4. Ознакомление с правилами для тех, кто идет в гости. 5. Чтение стихов В. Бутрим, обсуждение сюжетов и поучительной идеи. Как мышонок себе друзей выбирал Мышонок — выбирал себе друзей И обратилось к коню, Который щипал травку на лугу: — Хочешь, будем дружить? Я в конюшне стану жить, Будешь меня защищать, Овсом друга угощать! Конь отказался: «Мышонок — Друг не лучший для коня». Мышонок Подался к корове: — Ты еще лучше коня, Так как рогатый ты скот. Хочешь, будем дружить? Я приду к тебе жить, Будешь меня защищать, Сыром, маслом угощать. А корова грозно: «Нет! Прочь, не нужен ты мне!». Мышонок — к свинье: — Хочешь будем дружить? Ты дашь еды мне, Пустишь в свинарник жить, Будешь Защищать от кошки. Отвернулась и от мышки: — Друг такой — не для свиньи! Прочь! Не нужен ты мне. Едва не плачет мышонок: — Раз у меня силы мало, То и корова, и свинья, и конь — все меня прогнали! Здесь воробышек: «Брось тосковать! Хочешь, будем дружить? Вместе от котов убегать?». Мышонок ему спесиво: «Тоже мне! Какой ты друг?! Ты гроза лишь для мух!». Мышонок-Силы мало Друзей долго еще искал. Отвечали отказом все ему. Как думаете, почему? Настоящие Друзья В дубраве зайчик жил. Он с белкой дружил. Белочка грибы ищет, Зайчик ей помогает. Это кисличку ей подаст: «Белочка, делай запас!». То подаст сосновую шишку Понесет в зубах орешек. Раз в яму он упал, Шансов выбраться не имел. Как увидела это белка, Враз схватила длинную ветвь и говорит зайчику: «Хватайся, Крепко зубками держись! Я позову на помощь — Белок Бетю, Яну и Гогу!». Зайчик даже не боялся: В друзьях он не сомневался. И маленькие белки скоро Зайца вытянули вверх! Настоящие друзья из беды Выручат тебя всегда! И, чтобы верных друзей иметь, и о них нужно заботиться! О Сирке Сирко — тоскует, Что с ним никто не дружит. Подходит сбоку кот Мурко: «Давай поиграем!». Сирко Сердито гаркнул на кота: «А, ну, исчезни, мелкота! Чтобы я с котами игрался? «. Кот мяукнул: «Прочь подался». А со временем петух подлетел, С Сирком поиграть хотел. Сирко и петуха, как кота, прогнал да и еще и обгрыз хвост. Тот запел: «Кукареку! Позор озорнику Серку!». Соседскому Пирату Сирко был очень рад. Соревноваться начали. Забег — Сирка соперник победил! Сирко начал кусаться: «С таким не хочу играться! «. Лежит и снова тоскует, Что с ним никто не дружит: «Как неинтересно жить! Не с кем дружить! Такие плохие все! Почему?». А что сказали бы вы ему? IV. Итог урока
— Понравился ли вам урок? — С чем новым и полезным вы познакомились? V. Домашняя задача
1) Обработать учебник.
2) Подготовить небольшой рассказ «Если ко мне пришли гости». 3) Подобрать пословицу о дружбе.
Тема урока. Урок вежливости