Тема урока: Воплощение в образе Бермана наилучших человеческих черт: готовности к самопожертвованию и любви к ближнему
Гуманизм произведения. Понятие о новелле как литературном жанре.
Цель: Показать гуманистическое направление произведения и его воплощение в образах героев; дать определение новеллы как литературного жанра; развивать связную речь учеников (рисование словом); работа над текстологическим анализом произведения; воспитание культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, личное отношение к героям и событиям.
Оборудование: Портрет писателя.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Проверка домашней задачи: конкурс на лучшее описание героев.
(Можно и нужно оценивать участие учеников в обсуждении работ товарищей).
2. Обсуждение предлагаемых работ.
На лице какого персонажа в рассказе сделан больший акцент? Почему? Что является главной мыслью произведения?
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Работа над схемой.
Учитель. Любое эпическое произведение (т. е. рассказ о событиях) характеризуется определенным строением. Он имеет такие составляющие (обращение к схеме):
2. Работа учеников над строением произведения «Последний листок» О. Генри с выяснением понятия «Новелла».
Распределить учеников на группы:
І группа определяет завязки, ІІ — кульминацию, ІІІ — развязку, IV пролог (очень маленький) и эпилог (в этом произведении его нет). Условно нарисовать схему текста в масштабе (на страницу).
Чем отличается такое построение от предыдущей схемы? Чего достигает автор, смещая кульминацию произведения и не включая в рассказ эпилога? (Напряженность сюжета, постоянное внимание читателя). Это признаки литературного жанра — новеллы.
3. Запись в тетради.
Новелла — маленькое по объему эпическое произведение (как рассказ) с напряженным драматическим сюжетом и неожиданным концом.
III. Подведение итогов урока.
(с применением приема «Свободный микрофон»).
Какое открытие вы сделали, читая произведение О. Генри?
(Открытие нового литературного жанра, а главное — нового гуманистического произведения о настоящей дружбе и помощи, о красоте человеческих взаимоотношений).
IV. Д Омашняя задача.
Прочитать новеллы (см. домашняя задача к уроку № 49), подготовиться к пересказу; попробовать построить схему одной из них.
Дополнительно; Урок внеклассного чтения. Новеллы О. Генри
Цель: Расширить круг чтения учеников, познакомить с гуманистическими произведениями о жизни обычных людей; научить внимательно относиться к человеку; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, работа с деталями, умение абстрактно мыслить, изучая элементы построения произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение строить заключения и высказывать собственную мысль.
Оборудования: Сундучок с символами, которые обозначают: гребешок, фрагмент карты звездного неба, меховой помпон, красный клочок, конверт с написанным адресом, крашеное перо.
Ход урока.
I. М Отивация познавательной деятельности учеников.
Слово учителя.
— Любое литературное произведение часто входит в наше сознание большей частью не описанными событиями и образами, а впечатлением от прочитанного. Часто запоминается какая-то деталь, она может стать символом произведения.
В нашем волшебном сундучке сегодня символы из новелл О. Генри. Избрав любой из них, вы ознакомите нас с новеллой, которая оказала на вас наибольшее впечатление.
За выбор трех последних символов ученик получает дополнительно 1 балл (поскольку это свидетельствует о том, что ученик больше других прочитал).
Ваша задача — сжато пересказать содержание рассказа, определить основную мысль произведения, рассказать, какое впечатление оказали на вас герои, попробовать назвать элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка.
Доказать, что перед нами именно новелла.
II. Р Азвитие связной речи.
Устное произведение-презентация «Новелла О. Генри, которая оказала на меня большее впечатление».
(Могут помочь одноклассники, а также не исключенное возникновение дискуссии).
III. Подведение итогов урока.
Чему мы научились, читая новеллы О. Генри?
( — Уделять внимание тем, кто рядом;
Уметь увидеть радостное в будничном; уметь видеть сердцем, а не только глазами; ценить щедрость и откровенность; уметь дарить радость другим).
Все это и составляет красоту человеческих взаимоотношений.
IV. Д Омашняя задача.
Прочитать рассказ Дж. Олдриджа «Последний дюйм», поделить его на части, дать название образованным частям.
Подготовить сообщение о писателе (индивидуальная задача).
Тема урока: Воплощение в образе Бермана наилучших человеческих черт: готовности к самопожертвованию и любви к ближнему