Тема урока — Забота взрослых… Нужна ли она детям?
Оборудование уроков
Портрет К. Д. Ушинского.
«Словарь характеристик».
Иллюстрация в учебнике.
Урок 65й
I. Минуты поэзии
(Дети читают наизусть стихотворения о зиме.)
П. Подведение итогов
1. Обобщающая беседа с учащимися
Учитель. Сегодня мы заканчиваем третью главу учебника.
Что вы узнали о роли взрослых, самых близких и родных людей, в жизни маленьких детей?
Дети. — Взрослые помогают детям расти.
Они учат и воспитывают их, помогают открывать мир.
Заботятся о детях, чтобы им жилось хорошо.
Помогают советами.
Оберегают от беды.
Взрослые ответственны за жизнь ребенка. Учитель. Не осложняет ли такая забота и опека жизнь
Детям? Ведь взрослые часто вмешиваются в жизнь ребенка, иногда многое ему не позволяют.
Может быть, лучше детям жить самостоятельно, более свободно и так, как им хочется: чтобы никто не мешал своими советами и подсказками?
Тема нашего урока так и обозначена: «Забота взрослых… Нужна ли она детям?»
В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.
А начнем работу с чтения одной истории, которую написал знакомый нам писатель Константин Дмитриевич Ушинский.
(Перед чтением текста проводится работа по разделу «Предварительное чтение».)
2. Самостоятельное чтение текста учащимися
3. Беседа по содержанию с опорой на текст
Учитель. На что похожа история, которую вы прочитали: на сказку или на быль?
Дети. — На сказку: в ней предметы природы изображены в образе людей, они разговаривают, высказывают свои чувства и настроения.
— А мне кажется, что сама история, рассказанная Ушин
Ским, настоящая, только автор передал ее в интересной,
Сказочной форме.
Учитель. О чем же эта история? Как вы поняли? Дети. — Олесе и ручье.
— О том, как ручей обижался на лес, что тот мешает ему
В жизни: не пропускает солнце и закрывает небо.
И не дает ему поиграть с ветерком. Учитель. А кто вам больше понравился? Дети. — Мне больше понравился лес.
Мне тоже лес.
Учитель. Но ведь он же мешает ручью жить свободно и счастливо. Найдите в тексте, как автор говорит об этом.
(Дети находят и читают:
«Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и лесов, ручей жалобно роптал…»;
«…лес закрывает от него и ясное небо»;
«…не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка…».)
Учитель. Вот видите, какая жизнь у бедного ручейка.
Ученик. Но ведь лес объяснил ручью, почему он так с ним поступает: чтобы сохранить ему жизнь.
Учитель. Давайте перечитаем, что говорит лес ручью.
(Ребята читают слова леса.)
Учитель. А теперь перескажите его мысли своими словами, как вы их поняли.
Дети. — Когда ручей родился, он был еще маленьким и слабым; солнце и ветер еще не нужны были ему, они могут быстро высушить и испарить воду — и ручей погибнет, а лес защищает его, сохраняет ему жизнь.
— А когда ручеек по дороге сольется с другими ручьями
И превратится в речку, тогда на свободе ему не будут страш
Ны ни солнце, ни ветер.
Учитель. Так как, повашему, лес мешает ручью или помогает?
Ученик. Конечно, помогает: без леса ручей не будет жить.
Учитель. А кого показал Ушинский в образах леса и ручья?
Дети. — Людей.
— В образе ручья автор показал маленького ребенка, а
Лес — это взрослый человек.
Учитель. А кому писатель рассказал эту историю и зачем?
Дети. — Он рассказал нам, детям.
— Автор объяснил нам, чтобы мы, дети, не обижались
На взрослых, если они в чемто сдерживают нашу свободу,
Оберегают и защищают.
— Ведь это они делают для нашего блага.
Учитель. А теперь давайте переведем слова леса на «человеческий язык» — язык своих родителей.
Дети. — Пока ты еще маленький и не понимаешь, что я оберегаю тебя от бед и невзгод, которые тебя окружают, а ты еще слаб и не можешь с ними бороться сам. Поэтому тебе нужна моя помощь.
— А когда ты вырастешь, наберешься сил и опыта, тогда
Ты сможешь жить самостоятельно и поступать по своему
Усмотрению.
4. Работа над образами героев
Учитель. А теперь поговорим о героях. Какими автор их изобразил? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Удалось ли художнику передать в рисунке характеры героев, какими их показал Ушинский.
Дети. — Да, ручей здесь такой обиженный, слезы из глаз брызжут.
Он «жалобно роптал», то есть возмущался и упрекал лес.
А мне ручей показался грубым и злым: он хотел, чтобы лес вырубили.
И неблагодарным, невежливым, он говорит:
«Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес!» — журчал ручей.
Здесь автор пишет: «журчал» — это значит «ворчал», а на иллюстрации художник тоже нарисовал ручей ворчливым, ему удалось передать этот образ в рисунке: у него недовольное лицо, надутые губы, как у человека, который сердится.
А лес Ушинский показал добрым: он не обижается на грубости ручья и говорит ему нежно и ласково: «Дитя мое».
Он умеет прощать, относится с пониманием к такому поведению ручья:
«Ты еще мал и не понимаешь…» — говорит лес ручейку.
— Лес мудрый и рассудительный:
«Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучею рекою».
А на иллюстрации художник показал лес в образе человека, старого и мудрого: с морщинистым лицом, седыми усами. Видно, что он прожил немало на свете и много чего повидал в жизни.
Художник очень хорошо показал, как лес защищает ручей, он наклонился над ручьем, его корявые, узловатые ветви похожи на руки старика, который много трудился.
Ему нелегко: лес делает усилие, руки-ветви подняты вверх, чтобы постоянно сохранять тень над ручьем, сдерживать ветер.
Учитель (обобщает работу). Значит, рассказ этот — о лесе и ручье?
Дети. — Нет, он о людях.
О взрослых и детях.
А почему он помещен в учебнике после всех предыдущих текстов этой главы?
Чтобы мы еще раз подумали о значении взрослых в жизни детей.
Чтобы в сказочной форме рассказать еще раз о том, о чем мы читали на уроках.
И чтоб этим рассказом подвести итог работы над всеми текстами, помещенными в этой главе.
Ведь в этом тексте автор тоже говорит о взрослых и детях, но только в другой, скрытой форме, то есть в сказочной.
Домашнее задание. Подготовить рассказ-притчу для разыгрывания сценки.
Тема урока — Забота взрослых… Нужна ли она детям?