Тема урока: «Золотая Хохлома» 5 Класс — скачать бесплатно
Тема урока: «Золотая Хохлома»
Программа по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского 5 класс,
Цель четверти: Формирование субъективной картины окружающего мира родной природы как источника художественных форм в народном искусстве
Задачи урока:
Воспитание культуры восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства Хохломы как формы отражения окружающего мира
Развитие способности эмоционально-эстетического восприятия предметов народного промысла «Хохлома»
— формирование образного отражения природного мира в росписи Хохлома
Структурные компоненты урока:
Завязка :
Выход на проблему: Значение народного декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека
Тема урока: Искусство Хохломы. История возникновения и современное развитие промысла.
Кульминация :
Осмысление темы урока и выход на самостоятельную работу учащихся
Развязка :
Самостоятельная работа учащихся по созданию эскиза предмета с элементами хохломской росписи;
Выход на итог урока
Эпилог :
Выставка работ учащихся;
Подведение итогов урока с анализом усвоения темы
Послесловие :
Домашнее задание: Найти предметы. иллюстрации с использованием элементов хохломской и иной росписи,
Проанализировать в чем их различие.
Уборка рабочего места
Драматургия урока:
Завязка
Организационный момент
Демонстрация предметов быта с хохломской росписью
Зрительный ряд:
Предметы в стиле Хохломы
Иллюстрации с предметами народного промысла,
Презентация «Золотая Хохлома»:
Актуализация темы урока и проблемы ее решения с помощью зрительного и литературного рядов, наводящих вопросов:
Что вы чувствуете, глядя на эти предметы?
В чем красота предметов быта может проявляться?
Какие особенности росписи связаны с миром природы?
Беседа с учащимися о возникновении и развитии народного промысла Хохлома:
(Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов. Лесной край издавна славился замечательными токарями и резчиками по дереву, а здешние мастера росписи изобрели оригинальный способ окраски деревянных изделий, имитирующий золочение.
Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным тонами и золотом по золотистому фону. Техника хохломской росписи почти без изменений сохранилась до наших дней: выточенные из липы или осины чашки, ковши, поставцы покрывают специальным грунтом, натирают алюминиевым порошком , расписывают жаростойкими красками, не меняющими цвет при высокой температуре. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Изделия не боятся горячей воды и пищевых кислот.
Родина искусства Хохломы — Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. Выточенные из легкой и сухой древесины чашки, братины, поставцы, солоницы мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.
Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую красоту строгим и лаконичным формам деревянных вещей. В течение столетий оттачивалось мастерство народных художников. Формы изделий приобретали большую простоту и пластичность, вырабатывалась каллиграфическая легкость исполнения орнамента.
Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома — это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой.
Особенности этой техники окраски — получении золотистого цвета без применения золота. Основные приемы ее сохранились до наших дней почти без изменений.
Выточенные из дерева предметы сначала подвергают грунтовке — натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия . В роспись они поступают гладкими, блестящими, похожими на металлические. После того как Художник украсит изделие орнаментом, на него наносится лак.
Далее следует закалка в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающего роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.
Орнамент, созданный хохломскими мастерами, превращает самые простые бытовые вещи — деревянные чашки, ложки, солонки в произведения искусства. Украшая предмет, мастер никогда не повторяет узор. Он всякий раз по-новому располагает цветы, лепестки и листья, придавая каждому рисунку неповторимое своеобразие.
Росписи, исполняемые в Хохломе, весьма разнообразны, однако по приемам письма их принято относить к двум основным типам: «верховой» росписи и росписи «под фон». Особенности «верховой» росписи — в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающий сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое.
Этим приемом исполняют как травные, так и геометрические орнаменты, Тонкие ритмичные узоры с мотивами травок, ягод, колосьев, цветов свободно размещаются на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся и рисунки «под листок» со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.
При росписи «под фон» золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально «наводит» кистью контуры мотивов, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку — легкий узор из травок и листьев, нанося его уже поверх фона.
К типу росписи «под фон» принадлежат рисунки «кудрины». Свое название они получили благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев цветов и плодов.
Промысел имеет в настоящее время два художественных центра. Старейший из них — фабрика «Хохломской художник» находится в Ковернинском районе Нижегородской области. В четырех живописных цехах сел Новопокровское, Семино, Кулигино и Хрящи работают мастера, живущие в деревнях, расположенных вдоль лесистых берегов реки Узолы.
Названия этих деревень — Семино, Скородумово, Большие и Малые Бездели и другие — упоминаются в описаниях промысла, составленных еще в XVIII веке. Здесь живут мастера, отцы и деды которых также занимались хохломской росписью.
Второй художественный центр Хохломы находится в городе Семенове Нижегородской области. Он значительно моложе. В 1918 году в Семенове была организована школа художественной обработки дерева. Сюда приехали опытные мастера, которые начали обучать молодежь. Они перенесли на новую почву традиции народного ремесла.
Из выпускников школы была создана кооперативная артель, преобразованная в дальнейшем в фабрику «Хохломская роспись».
. Сегодняшний ассортимент хохломских изделий включает в себя декоративные вазы и ковши, наборы посуды — для меда, ягод, кваса, ухи, многопредметные сервизы, предназначенные для праздничного стола. Современный хохломской орнамент разнообразен: это и традиционные типы — «травка», «древко», «под листок», и новые узоры с ягодами смородины, малины или земляники, гроздьями рябины, порхающими птицами, и любимая в Семенове «кудрина» — орнамент из золотых завитков, образующих сказочные причудливые цветы и кудрявые листочки. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин, ковшей, подобно драгоценному ажурному кружеву.
Узоры никогда не повторяются в точности, существуя во множестве вариантов, отражая неистощимую фантазию мастеров и индивидуальность каждого из них.
Традиционный орнамент из вьющихся трав и цветов, празднично нарядный колорит росписи, построенный на сочетании огненно — алой киновари, черного цвета и сверкающего золота, придают хохломским изделиям подлинную драгоценность, благодаря чему пользуются популярностью во всем мире. Они экспортируются в 25 странах, утверждая славу русского народного декоративного искусства за рубежом.)
Литературный ряд :
Стихи о Хохломе
(Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой!)
Музыкальный ряд:
Русские народные наигрыши
Кульминация
Кристаллизация воображаемого образа росписи в стиле Хохломы
Обобщение рассмотренного материала и выход на вариативное решение образа росписи в стиле Хохломы
Критерии оценки выполняемой работы
— объем выполненного домашнего задания ;
— эмоционально-ценностное отношение к народному декоративно-прикладному творчеству;
Передача чувства формы и фактуры ;
— оригинальность выполнения работы
Развязка
Материализация замысла воображенного образа росписи эскиза в стиле хохломы — создание эскиза предмета с элементами хохломской росписи
Эпилог
Выставка работ учащихся;
Подведение итогов урока с анализом усвоения темы
Критерии оценки на уроке
Следование алгоритму работы при составлении эскиза росписи Хохломы;
Оригинальность выполнения работы;
Законченность оформления эскиза предмета с элементами росписи Хохломы;
Послесловие
Домашнее задание:
Найти предметы, иллюстрации с использованием элементов хохломской и иного вида росписи, проанализировать в чем их различие.
Уборка рабочего места.
Формы, методы и средства
Формы работы
Беседа: Знакомство с истоками развития народного промысла, с творчеством мастеров и особенностями
Хохломской росписи;
Демонстрация предметов декоративно-прикладного искусства с элементами хохломской росписи;
Методы работы
— Метод наблюдения и сравнения
— Метод единства восприятия и созидания
— Метод свободы в системе ограничений
Средства работы
— Демонстрационный материал(предметы, иллюстрации с элементами хохломской росписи;
— Презентация
— Музыкальное сопровождение
Тема урока: «Золотая Хохлома» 5 Класс — скачать бесплатно