Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и время прошлое (время прихода сына Божьего на землю). В настоящем времени мы видим борьбу ума, образованности с бессмыслицами, жадностью и неучтивостью. Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать в 1928 году. Доказанный к 15-го раздела, в 1930-му году роман было уничтожено автором, а в 1932 году он был начат снова. В этом романе описывается жизнь людей 30-х лет XX ст. Параллельно с этим описанием автор рассказывает историю о Понтии Пилата и Иешуа.
Главным действующим лицом в романе есть Мастер. Он историк за образованием, который, выиграв сто тысяч, «купил книг, и покинул свою комнату и нанял у застройщика в переулке возле Арбата… Работу в музее покинул и начал создавать роман о Понтии Пилате». Его другом была Маргарита. Она поддерживала, когда герой падал духом, принуждала продолжать писать роман. Произведение было закончено, «пришло время, когда треба покинуть тайную забегаловку и выйти у жизнь». С «выходом у жизнь» закончилось спокойное существование Мастера. Из первейших страниц романа автор показывает, что неучтивость должна быть наказанная. Так, директор МАССОЛИТА Берлиоз заплатил жизнью за свое отношение к творцу всего человечества. Он, не зная о том, что спорит с самым дьяволом, высказывал свое небрежение высшими материями, не погружаясь в глубину проблемы.
В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасиевич Булгаков ярко изобразил нам так называемую тему выбора. Это прежде всего касается проблемы выбора Маргариты между «красивой жизнью» с богатым и любящим мужчиной и настоящим счастьем из убогим и никому не нужным писателем — Мастером. Также мы видим проблему выбора Понтия Пилата между своей обязанностью и здравым смыслом, своим желанием. Понтий Пилат сделал свой выбор, но оказалось, что от него в данный момент совсем ничего не зависит. Прокуратор знал, что, объявляя смертельный приговор Ієшуа, делает ужасную ошибку, которую исправить будет невозможно. В его мозгу путаются мысли, он разрывается между работой и совестью.
Мастер и Маргарита встретились однажды на улице и сразу, с первой точки зрения поняли, что они созданы один для одного. Из того времени между ними возникло чувство любви. К этому героиня жила в замечательном доме со своим мужчиной, который ее любил и удовлетворял все желания, но, несмотря на все это, Маргарита не была счастливой в браке с ним. Женщина имела все, что желала, и деньги не приносили ей счастье. Все это она согласилась отдать ради того, чтобы быть вместе с Мастером, который жил в полуподвальном помещении и единым занятием которого был роман, который он писал. Это был рассказ о Понтии Пилата, всевластного прокуратора. В своем произведении Мастер видел смысл жизни, а Маргарита его надышала. Когда роман был завершен, просьба Мастера напечатать его произведение было отклоненно. Начали появляться разные критические заметки и статьи в газетах. Мастер очень переживал по поводу этих статей, и так сильно, что отважился даже сжечь главную работу своей жизни. После этого поступка Мастер совсем забрел в собственных ужасах и сам обратился с помощью к психиатрической больнице. Ради того, чтобы возвратить своего возлюбленного и отомстить обидчикам, Маргарита идет на компромисс с Воландом и его свитой. Она соглашается продать свою душу дьяволу, сделаться ведьмой и на некоторое время была королевой бала у Сатаны. Вместе с тем Маргарита не потеряла своей душевности и на вопрос Воланда о более всего ее желание, спасает несчастную мученицу Фриду от укоров совести, вместо того, чтобы возвратить себе Мастера. В конце ее наибольшее желание осуществилось. Мастер и Маргарита остались навек вместе, и им был дарован покой. Всех последних, кто подвергся соблазнам дьявола, было наказано. Безусловно, зло некогда не остается ненаказанным, а добро, как и должно быть, побеждает. «Настоящие», благородные люди сделали свой выбор, и он стал правильным, так как действовали они не из собственных интересов, а в пользу окружающих, а также ради светлых чувств.
Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, которое принесло Булгакову мировую славу. Судьба писателя очень необыкновенная. Появление в 1962-1967 годах нескольких весомых и к этому неизвестных произведений Булгакова, который был знаем в России и Европе главным образом как автор пьес «Дни Турбиных» и » Обычная квартира», переместило его имени в ряд наилучших русских писателей. Он был художником, которого не признавали в течение жизни. Некоторые пьесы Булгакова запрещали ставить в театрах, его произведения не печатались. Автор хотел принести пользу своей стране, работая режиссером, но его не принимали на работу за специальностью. В этом была его трагедия.
Роман «Мастер и Маргарита» — виднейшее произведение Булгакова, в котором показана многогранность человеческой души, показана суть человеческой натуры. Герои романа проявляют себя по-разному, смотря по обстоятельствам. Чувство и окружение, которые определяют поступки, ярко показанные в романе на примере Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Мирный философ Иешуа был схвачен за свои проповеди, в которых упоминал имени императора и говорил: «… настанет то время, когда не будет власти ни кесарев, никакой другой власти». Исповедуя доброту и справедливость, называя людей «добрыми». Сначала Пилат относится к Иешуа безразлично, как к обычному мятежнику, который призывает народ разгромить храм: «… прокуратор посмотрел на арестованного, … подумал о том, что проще за все было бы выгнать с балкону этого странного разбойника, промолвив только два слова: «Повесить его». Равнодушие базируется на потому, что надоедливая такая работа, которая у него болит голова и ему легче было бы быстрее закончить с этим делом и пойти в темную комнату отдохнуть. Булгаков показывает, что Пилат — обычный мужчина, которому не нравится безсущественность его дела: «… которые еще никому не нужны вопросы ему придется задавать». Но в тот же время Пилат является прокуратором, и он должен делать свое дело — наказывать или ласкать. Здесь Пилат показан человеком, который уважает закон, свои обязанности, человеком, который не может, верней, боится пойти против закона. Это и сыграло роль в утверждении Пилатом приговора, который был вынесенный Малым Синедрионом Иешуа.
Булгаков показывает Га-Ноцри в романе личностью, которая выдвигала нестандартные, необыкновенные идеи, принудила Пилата ощутить еще что-то, кроме своей головной боли, ощутить, что существует мир, которому хотел посвятить себя Иешуа. Римский прокуратор больше не хочет смерти Иешуа, старается спасти его, дает ему возможность, которой иешуа не воспользовался, так как это, т. е. вранье, могло нарушить его принципы: «Слушай, Га-Ноцри,- заговорил прокуратор, смотря на Иешуа как-то удивительно: лицо прокуратора было грозным,- ты когда-нибудь говорил что-нибудь о кесаре? Отвечай: Говорил?… Или не говорил? — Пилат протянул слово «не» кое-что больше, чем это должно быть на суде и отправил Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую будто бы хотел навеять арестанту». Из последних сил старается Пилат спасти от смертного наказания Иешуа. Но когда тот сознается в речи вещей о кесаре, Пилат-Прокуратор утверждает смертное наказание. Писатель хотел показать непримиримость двух противоположных сторон человека: Пилат как человек не хочет смертной казни доброго философа, но согласно закону он не может допустить речей Иешуа об императоре, которые могут всколыхнуть народ. Но даже после того, как Пилат утвердил приговор, он старается добиться освобождения Иешуа Малым Синедрионом, который в день большой праздника должен был помиловать одного из четырех осужденных к смертной казни. В сцене смертной казни Булгаков описывает человечность героя. Когда Иешуа, привязанному к столбу, давали губку, смоченную водой, он, который очень хотел пить, услышав вскрик одного из двух преступников, которых казнили вместе с Иешуа, «оторвался от губки и, стараясь, чтобы его голос звучал ласково и убедительно, хрипнуло поблагав палача: «Дай попить ему». Человечность Иешуа показана в этом эпизоде не случайно. Автор подчеркивает этим, что даже перед смертью Иешуа остается верным своим идеям, которые проповедовал, что эти идеи вечные.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько тесно переплелись реальные и мистические сюжеты, которая чаще всего невозможно отличить одно от другого, провести четкие границы. В произведении есть автобиографические эпизоды: Мастер сжигает рукопись романа, чтобы потом восстановить по памяти, как и Булгаков, который сначала тоже уничтожила первый рукопись романа, а потом восстановил его.
Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»