Тематическая беседа в 4 классе. Конспект
Беседа-калейдоскоп в 4 классе
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Сценарий
Задачи: познакомить учащихся с малоизвестными интересными фактами из жизни композиторов, музыкантов; расширить кругозор детей сведениями о музыкальном искусстве; способствовать формированию интереса к музыкальному творчеству.
Ход беседы
I. Сообщения учащихся.
1) Иоганн Себастьян Бах сыграл на органе своему ученику одну из своих прелюдий. Услышав слова восхищения, композитор сказал: «Это совсем просто: надо только вовремя нажимать клавиши, а все остальное сделает сам орган «.
2) Прославленному композитору Георгу Фридриху Генделю Оксфордский университет присвоил звание почетного доктора. Сообщая об оказании этой почести, секретарь университета написал Генделю, что за диплом следует внести определенную плату.
— Как? — возмутился композитор, прочитав письмо. — За то, чтобы стать коллегой этих пустозвонов, я должен еще и платить? Никогда!
3) Однажды Моцарта спросили, как продвигается его работа над новой симфонией. «Симфония полностью сочинена, — ответил Моцарт, — осталось только записать ее «.
Один юноша спросил у Моцарта, как писать симфонии.
— Вы еще слишком молоды. Не лучше ли вам начать с баллад?
— Но вы начали писать симфонии, когда вам не исполнилось и десяти лет.
— Но я никого не расспрашивал, как их следует писать!..
4) Однажды Бетховен слушал довольно посредственную оперу. Когда после спектакля автор оперы спросил, что думает Бетховен о его произведении, тот ответил:
— Ваша опера настолько мне понравилась, что я, наверное, напишу к ней музыку.
5) Однажды у Россини спросили, есть ли у него друзья. Композитор назвал известных миллионеров — Ротшильда и Моргана.
— Вы, наверное, выбрали в друзья таких богатых людей, чтобы в случае необходимости занимать у них денег?
— Совсем наоборот, — невозмутимо ответил Россини. — Я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не просят у меня взаймы…
6) Кроме своего таланта и прекрасного чувства юмора Россини обладал феноменальной памятью, чем композитор частенько пользовался. Например, известен такой курьезный случай: однажды Россини был в гостях у одного барона. Среди приглашенных находился также французский поэт Альфред де Мюссе.
Его попросили прочитать что-нибудь, и Мюссе прочитал свое новое стихотворение «Не забывай «. Россини решил подшутить над поэтом и как бы невзначай спросил:
— Чьи это стихи? Я что-то не припомню автора…
И без малейшей запинки слово в слово повторил только что услышанное стихотворение Мюссе.
7) Феноменальная память у композитора была не только на стихи, но и на музыку. Россини говорил: «Что я раз написал, навсегда осталось в моей памяти… » Как-то издатель заказал ему сочинить 12 романсов. Работать композитору не хотелось, но деньги были нужны. И вдруг он вспомнил о том, что частенько сочинял романсы в кругу своих друзей и тут же записывал в их альбомы.
Взяв нотную бумагу, композитор, недолго думая, записал все 12 нужных ему романсов и отнес издателю.
8) Людвиг Ван Бетховен, известный немецкий композитор XIX века, давал музыкальные «академии » — концерты, длившиеся около четырех часов. Его великолепные, страстные импровизации на таких «академиях » вызывали бурю эмоций, восторг и слезы у слушателей.
Даром импровизации обладал и другой гениальный музыкант и композитор — Николо Паганини. Со слов его современников, свои ми ЛУЧШИМИ произведениями он считал не те, которые записал и издал, а те, что часто импровизировал по настроению, никогда впоследствии не исполняя их.
II. Музыкальные анекдоты.
Некоторые из них могут быть разыграны в лицах.
— Бабушка приводит внука в музыкальную школу:
— Научите играть нашего мальчика на скрипке.
Учитель спрашивает:
— А слух у него есть?
Еще бы, — отвечает с готовностью бабушка. — Когда зовем его, он слышит!..
— Учитель музыки говорит непоседливому ученику:
— Предупреждаю, если не будешь вести себя как следует, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант…
— Мама, почему ты всегда стоишь у окна, когда я пою?
— Чтобы люди не подумали, что я тебя бью!
— Театр. Начало спектакля. Один мужчина никак не может удобно устроиться на сиденье и всем мешает. Его толкает сосед:
— Тише, вы… — увертюра!
— А ты — зараза!
— Встречаются два друга. Один другого спрашивает:
— Ну как твои успехи, научился на гитаре играть?
— Да ты понимаешь, — в недоумении ответил другой, — Мне все время пальцев не хватает, струн-то семь…
— Да… — протянул сочувственно приятель.
— Мне-то что, а вот кто на арфе играет, тому не позавидуешь…
— Вован, а че это ты перестал учиться играть на гитаре?
— Да, блин, не получается — струн шесть, а пальцев только пять!
— Братан, прикинь — это ж какие мутанты на рояле играют!
— Два новоявленных любителя музыки на концерте симфонической музыки. Оркестр. Дирижер у сцены. Один «меломан » говорит другому, указывая в сторону сцены:
— Бетховен?
— Со спины не разобрать…
III. «Все, что неизвестно — очень интересно… » .
Ученые Стенфордского университете США, использовав в своих опытах специальную сверхчувствительную аппаратуру и проведя ряд исследований, пришли к выводу, что Солнце, благодаря своим миллионам колебательных движений, которые имеют различную частоту и амплитуду, излучает… музыку. Эти колебания возникают из-за движения газов внутри звезды и распространяются между ее поверхностью и центром, создавая при этом систему устойчивых волн. По своим акустическим свойствам они схожи с теми волнами, которые возникают в трубах органа, вызывая звучание, свойственное этому инструменту.
Звуковые волны Солнца имеют очень низкую частоту, и человеческое ухо не может их услышать.
Английские ученые проверили влияние различной музыки на поведение животных. Выяснилось: на легкую музыку, песни и «попсу » животные никак не реагировали.
При звуках «тяжелого металла » собаки лаяли, метались и даже выли, всем своим видом показывая агрессивность и неприязнь.
Произведения классиков: Вивальди, Моцарта, Грига и особенно Баха — успокаивали животных: они растягивались на полу, принимая умиротворенные позы, некоторые собаки даже засыпали.
Воздействие музыки на все живое не изучено до конца, многие ученые мира работают в этом направлении, ставя самые различные опыты и эксперименты, проводя интереснейшие исследования. Так, например, американские ученые пришли к выводу, что музыка Шуберта , «Лунная соната » Бетховена, «Лебедь » Сен-Санса, «Метель » Свиридова в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием может избавить человека от алкогольной и никотиновой зависимости.
От неврозов и раздражительности может помочь музыка Таривердиева, Чайковского, Пахмутовой.
Снимает стресс, оказывает расслабляющее воздействие музыка Шуберта, Чайковского, Листа, Шумана. Избавить от головной боли может прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Вывод напрашивается сам собой: хочешь быть здоровым, бодрым, энергичным и умным — слушай как можно чаще музыку выдающихся композиторов.
Творческая плодовитость великого Моцарта всегда поражала и привлекала внимание музыкантов. Геннадий Рождественский, дирижер, комментируя один из своих концертов в Большом Зале Московской консерватории, рассказывал: «Несколько дней тому назад я в который раз взял в руки каталог сочинений Моцарта, составленный Людвигом фон Кехелем в городе Зальцбурге в 1862 году. В этой книге, посвященной только лишь перечислению произведений Моцарта, 984 страницы.
Перечисление же сочинений Моцарта, нам хорошо знакомых, максимально займет, по моим подсчетам, 10 страниц.
Призвав на помощь арифметику, мы приходим к печальному выводу: нам неизвестно на сегодняшний день 99% сочинений Моцарта… «
Американские ученые из Корнельского университета изготовили самую миниатюрную гитару в мире. Она такая микроскопическая, что на срезе человеческого волоса может уместиться два десятка таких гитар.
Ученые рекомендуют заниматься музыкой для укрепления памяти. Игра на музыкальном инструменте по нотам или разучивание произведений не только улучшает настроение, но и значительно повышает способность к запоминанию информации, напрямую не связанной с музыкой. Особенно полезны классическая музыка и близкие к ней жанры.
Четырнадцатилетний Моцарт услыхал в римском соборе святого Петра церковную музыку, ноты которой были величайшей тайной и находились под большим секретом. Моцарт «похитил » музыку очень необычайным способом… Он по памяти записал то, что услышал.
И когда много лет спустя сверили записи Моцарта с подлинником, то они оказались абсолютно одинаковыми. Это подтверждает то, что природа Моцарта одарила не только талантом, абсолютным слухом, но и гениальной слуховой памятью.
Если вы не знакомы с загадочным словом аккомпанемент, то сейчас самое время познакомиться. Произошло оно от французского слова accompagner, что, в переводе на русский язык, означает «сопровождать «. Аккомпанемент — это сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.
IV. Творческая работа.
Закончите предложение смысловым рифмованным словом:
Как известно из газет,
К нам едет лондонский… .
Симфонический прославленный квартет
В филармонии дает всего один… .
Кто желает пойти на… ?
У меня есть лишний… .
Однажды на лесной опушке
Концерт затеяли зверюшки.
Кузнец-скрипач рапсодию играл.
Аплодисментов вызвал… .
Сплясали пляску «Казачок «
Красотка-муха и… .
Застенчивый угрюмый носорог,
Вдруг осмелев, прочел свой… .
Две симпатичные лягушки
Исполнили для всех… .
Развеселил зверей и таракан,
С сородичами исполнил он… .
Ужасно толстый бегемот
От смеха надорвал… .
А аист даже прослезился:
«Давно я так не… !.. «
Расходилась публика с концерта
Под звуки комариного… .
Е. Арсенина. Фрагмент стихотворения «Удивительный концерт «.
Назовите автора известного балета «Щелкунчик «:
А) Гофман;
Б) Чайковский;
В) Мусоргский.
Ответ: Петр Ильич Чайковский.
Александр Порфирьевич Бородин прославился как талантливый ученый-химик или выдающийся русский композитор?
Ответ: Талантливый профессор химии, занимаясь научной работой в Медико-хирургической академии, вошел в историю русской классической музыки как выдающийся композитор и основатель одного из музыкальных направлений — эпического симфонизма .
Именем этого, знаменитого на весь мир, композитора названо одно из вкуснейших пирожных.
Ответ: Жорж Бизе — выдающийся французский композитор, автор оперы «Кармен «.
Тематическая беседа в 4 классе. Конспект