Тяготение Брюсова к Пушкину и Лермонтову

В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то высшего императива, о котором позже Брюсов говорил в одном из лучших своих стихотворений «В ответ» (1902), превращая это чувство в поэтический миф: Над Кем-то Высшим подвиг дан, И спросит властно Он отчета. Недаром еще в… Читать далее Тяготение Брюсова к Пушкину и Лермонтову

«Тамбовская казначейша» Лермонтова (1837 — начало 1838)

В этой поэме Лермонтов вступает на путь последовательного реалистического изображения современной жизни. Нарочитой сниженностью тематики, сюжета, системы образов «Тамбовская казначейша» подчеркнуто противопоставлена романтическим поэмам, в том числе и самого Лермонтова. Примыкая по времени создания к «Песне… про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» предстает по отношению к ней в сложных отношениях отталкивания-притяжения. В одной — далекое прошлое,… Читать далее «Тамбовская казначейша» Лермонтова (1837 — начало 1838)

К уроку по теме: «Русские народные сказки: сказка «Царевна-лягушка»

Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата-царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в Средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого… Читать далее К уроку по теме: «Русские народные сказки: сказка «Царевна-лягушка»

«Слово о полке Игоревом» — источник братских литератур — русской, белорусской, украинской

«Слово о полке Игоревом» — величайшая памятка культуры восточных славян, живой источник трех братских литератур — украинской, русской, белорусской. Из «Слова…» мы узнаем о жизни наших предков, об их величественной борьбе с разными врагами. Оборонять Русскую землю от половцев было главнейшей задачей князей русских XI-XII столетий. В основу сюжета «Слова…» положен рассказ о неудачно завершенном… Читать далее «Слово о полке Игоревом» — источник братских литератур — русской, белорусской, украинской

Сведения о Семене Климовском: казаке, поэте, политике, философе

О его жизненном пути известно очень мало. Первое печатное упоминание о нем появилось в 1772 году (вероятно, еще при жизни) в «Опыте исторического словаря в русских писателях», подготовленном Г. Новиковым. Там сообщалось, что малороссийский казак С. Климовский написал стихотворную книгу «О правде и великодушии благотворителей» (1724) и что эта рукописная книга сохраняется в Императорской библиотеке.… Читать далее Сведения о Семене Климовском: казаке, поэте, политике, философе

Мифологические образы культурных героев

Около полутора столетий Русь была государством с языческой системой. Язычество Руси представляло собой обожествление природы земледельцами. Центральным божеством было солнце (Хоре, Даждьбог, Род, Ярило и проч.). Наряду с солнцем поклонялись, земному огню. Как все земледельческие народы, славяне поклонялись воде: важнейшие обряды происходили у реки, с которой были связаны русалки-берегини и священное дерево береза; до сих… Читать далее Мифологические образы культурных героев

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева

Генерал, возглавивший гвардейскую армию, выдержавшую нечеловеческой силы удар танковой громады Манштейна, входит в роман как вполне реальная, остро-индивидуализированная, ни с кого не списанная личность и как своего рода художественное обобщение, как тип, вобравший в себя мужество и силу народа, дающие ему право распоряжаться человеческой жизнью во имя высоких и общих интересов Отечественной войны. По видимости… Читать далее Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева

Росламбек — контрастное лицо по отношению к Измаил-Бею

В 1829 г. Бей-Булата видел на турецком фронте А. С. Пушкин, упоминающий об этом в «Путешествии в Арзрум»: «Славный Бей-Булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бей-Булат, мужчина лет 35, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит, или притворяется, что не… Читать далее Росламбек — контрастное лицо по отношению к Измаил-Бею

Гарри Потер и связь с книгой Брэма Стокера «Граф Дракула»

Один из важнейших мотивов цикла романов о Гарри Поттере, на наш взгляд, тоже заимствован у Брэма Стокера. Согласно А. Н. Веселовскому, мотив — это простейшая повествовательная единица. В свою очередь, сюжет представляет собой не что иное как комплекс мотивов, причем мотив может приурочиваться к разным сюжетам. Ученый исследовал повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов.… Читать далее Гарри Потер и связь с книгой Брэма Стокера «Граф Дракула»

Размышления Блока о критической литературе начала XX века

Сложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным теоретическим построениям вообще, отсутствие живого интереса к злободневной литературной тактике близких к нему литераторов и, конечно, прежде всего, устремленность к своему главному жизненному делу — поэзии — ослабляли его внимание к символистской критике и тем… Читать далее Размышления Блока о критической литературе начала XX века

Идейный мотив повести Гайдара «Судьба барабанщика»

Повесть «Судьба барабанщика» написана барабанщика» Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив… Читать далее Идейный мотив повести Гайдара «Судьба барабанщика»

О творческом наследии Пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX века, золотого века русской литературы. Пронизанное идеями декабризма, оно полно глубокой и всеобъемлющей любви к многострадальной родине, ее народу, изнывающему под игом крепостного права. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, посвященные описанию… Читать далее О творческом наследии Пушкина

Мій прадід і дідусь відважно захищали нашу Вітчизну

Олександра Анісімова, 9 «Б» клас школи №1926 р. Москви Майже шістдесят років тому відгриміли останні залпи Великої Вітчизняної війни — справедливої, визвольної війни нашого народу за волю й незалежність своєї Батьківщини проти фашистської Німеччини і її союзників. Ця війна стала найважливішою й вирішальною частиною Другої світової війни 1939-1945 років. І саме на нашу частку випала… Читать далее Мій прадід і дідусь відважно захищали нашу Вітчизну

Сказки Любови Федоровны Воронковой

Любовь Федоровна Воронкова умела передать в своих произведениях ощущение полета, устремленности к мечте. Порой это только намечается тончайшими, едва уловимыми штрихами, порой создает ясный, звонкий рефрен: «Гуси-лебеди, бросьте, бросьте мне по перышку». Мотив гусей-лебедей как порыв к мечте и выражение любви к природе проходит через все творчество писательницы, повторяясь и варьируясь. Любовь к природе, ко… Читать далее Сказки Любови Федоровны Воронковой

Реальная фантастичность в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»

Рафаэль Гарсиа Маркес — латиноамериканский колумбийский писатель. Имя писателя запоминается довольно легко — оно и благозвучно, и изысканно. Следует сказать, что так же виртуозно звучат и другие названия — Латинская Америка, Колумбия, Арака-Такая… Даже не читая книжек Рафаэля Гарсиа Маркеса, можно сказать, что у этого писателя должны быть что-то необыкновенное в стиле, в жизни, в… Читать далее Реальная фантастичность в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»

«Исповедь» Л. Н. Толстого

В 80-90-е годы русская литература, как и вся культурная жизнь России, развивались под знаком все возрастающего влияния Л. Н. Толстого. Гениальный писатель, открывший новую эпоху в национальном художественном творчестве, неустанно ищущий философ, создавший собственное учение и имевший последователей, он отличался необыкновенной жизненной активностью. Во время Крымской войны он становится ее участником, затем пишет севастопольские и… Читать далее «Исповедь» Л. Н. Толстого

Эпическая проза на примере творчества Пушкина

«Кавказский пленник» пространственно построен сложнее «Руслана и Людмилы». В поэме множество самодовлеющих, фрагментарно выделенных лирических, описательных, комментирующих мест: посвящение, нравы горцев, черкесская песня, эпилог, примечания и др. Все это пространство воспринимается как бы на периферии поэмы, образуя в совокупности чисто авторский, фабульный план. Однако в фабульном центре поэмы, в мире героев, автор и пленник смешивались… Читать далее Эпическая проза на примере творчества Пушкина

Система образов в пьесе Лермонтова «Маскарад»

В пьесе «Маскарад» проявилось прекрасное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М. Ю. Лермонтова как драматурга. Одновременно здесь выразился его критический подход к изображению «двойной» жизни верхов России. Пьеса по праву вошла в историю русской драмы и театрального искусства. Исследователь Д. Е. Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным… Читать далее Система образов в пьесе Лермонтова «Маскарад»

Каков же Чарльз Диккенс и его мир, воспроизводимые Энгусом Уилсоном?

Наибольшая заслуга Уилсона в воспроизведении сложнейшей диалектической связи внутреннего мира Диккенса, человека и писателя (многое в нем было еще спрятано от глаз современников) и мира внешнего, против которого Диккенс восставал, будучи в то же время неразрывно с ним связан. Мастер психологического портрета, Уилсон с блеском показал формирование характера, вкусов, мировосприятия будущего художника с первых шагов… Читать далее Каков же Чарльз Диккенс и его мир, воспроизводимые Энгусом Уилсоном?

Сравнение образов Печорина и Максим Максимыча

Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. ‘Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг… Читать далее Сравнение образов Печорина и Максим Максимыча

Роль конфликта в раскрытии облика персонажей романов Тургенва

Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть «Вешние воды» по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Новь», «Отцы и дети»; ко второй — «Дым»… Читать далее Роль конфликта в раскрытии облика персонажей романов Тургенва

Неприступная стена и появление коня Слейпнира

Возникновение мира, природы, людей Мастер предлагает возвести стену. Как только Тор отбывал на восток сражаться с великанами, у асов что-нибудь да случалось. И повелось такое с самого начала, когда боги только-только обустроились в Митгарде и возвели Вальгаллу. Пришел к ним в те времена некий мастер-великан и вызвался построить за два лета и одну зиму стену,… Читать далее Неприступная стена и появление коня Слейпнира

Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления

Символизм, или декаденство — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм… Читать далее Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления

Смелые книги во славу человеческой мысли

Лаконично и емко многоаспектность «оккупационной ночи» намечена в новелле известного бельгийского писателя Альбера Эгпарса «Когда Иуда звался Цицероном…» (1962). Наряду с образом предателя, арльского нотариуса Цицерона, Эгпарс создал впечатляющие образы журналиста Максанса, одного из руководителей Сопротивления, и рассказчика, который в тюремной камере доверяет бумаге правду о случившемся: он не теряет надежду передать на волга известие… Читать далее Смелые книги во славу человеческой мысли

Тема произведения: Басни Павла Глазового

Родился в с. Новоскелюватка под Кривым Рогом. В 1940 г. после окончания школы служил в армии, был на фронте во время Второй мировой войны. Потом учился в педагогическом институте, после окончания которого работал в юмористическом журнале «Перец». Писатель-юморист. Издал 19 сборников юморесок. Активно публикует произведения в периодике. Пишет книги и специально для детей («Об отважном… Читать далее Тема произведения: Басни Павла Глазового

Клара Милич (После смерти). Повесть (1883), в сокращении

Список произведений в сокращении этого автора Дневник лишнего человека. Повесть (1848 — 1850) Месяц в деревне. Комедия (1850, опубл. 1855) Рудин. Роман (1855) Ася. Повесть (1858) Дворянское гнездо. Роман (1858) Накануне. Роман (1859) Первая любовь. Повесть (1860) Отцы и дети. Роман (1862) Дым. Роман (1867) Новь. Роман (1876) Клара Милич (После смертиПовесть (1883) Яков Аратов… Читать далее Клара Милич (После смерти). Повесть (1883), в сокращении

Культ Вечной Женственности поэзии Марины Цветаевой

Вокруг биографии Марины Цветаевой ходит большое количество слухов, домыслов и версий. Я старался отбирать из них те факты, которые представляются наиболее достоверными и наиболее важными для понимания жизненной трагедии и творческого пути великого поэта. Со временем эта страница будет дополняться. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года.… Читать далее Культ Вечной Женственности поэзии Марины Цветаевой

Смысл названия романа «Отцы и дети»

Название произведения как ключ к его смыслу («Горе от ума», «Война и мир», «Преступление и наказание»). Всеобъемлющий, «формульный» характер названия. Особый характер антитезы, представленной в названиях произведений «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы» и др. Другие названия тургеневских произведений (по месту, где происходит действие, или главному действующему лицу): «Поездка… Читать далее Смысл названия романа «Отцы и дети»

План к сочинению: Комедия «Ревизор»

Анализ комедии «Ревизор» предполагает учет следующих важных моментов: 1. В основе замысла комедии лежит просветительское представление Гоголя о прямой зависимости неразумного общественного бытия от неразумного общественного сознания. Важнейшей мыслью Гоголя была мысль о ложном пути, на который ступило русское общество. Исправить, нравственно облагородить каждого человека и, как результат, все общество — такова идея «Ревизора». 2.… Читать далее План к сочинению: Комедия «Ревизор»

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый) Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью. Одним из таких людей был князь Василий… Читать далее Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н

Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза»

Беседа: активизация знаний Тему не объявляем и на доске не записываем. — Послушайте отрывок из произведения, вспомните его название и имя его автора. Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой… Читать далее Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза»

Старославянизмы и «возвышенная»; лексика

Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова. Примеры характерных ошибок 1. Развязка — смерть в речной пучине. — Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского «Гроза». Слово Пучина в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова — Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот,… Читать далее Старославянизмы и «возвышенная»; лексика

Його я вважаю майстром російського слова

Твір по літературі: Його я вважаю майстром російського слова …Росія може пишатися своїми ліричними поетами. З нині живуче перше місце… належить Фету… Владимир Соловйов Панас Фет… Його поезія свіжа й трепетна, вона хвилює нашу уяву, викликає глибокі думки, дає відчути красу й благозвучність російського слова. Коли я вперше прочитала його ліричну п’єсу «Шепіт, боязке диханье…»,… Читать далее Його я вважаю майстром російського слова

Образ оповідача у творчості Марка Вовчка

Намагаючись якнайповніше передати риси характеру жінки-селянки, письменниця сама перевтілюється у її образ, використовуючи постать оповідача в межах літературної традиції першої половини XIX ст. Панівною формою художнього викладу в оповіданнях та повістях цього часу була традиційна, започаткована Квіткою-Основ’яненком за народним зразком оповідь, що являла собою усний монолог людини з демократичного, найчастіше селянського, середовища. Ставилася мета створити… Читать далее Образ оповідача у творчості Марка Вовчка

Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира

Носителем высшего, сознающего свои силы и возможности человеческого разума представляется Просперо. Его пытались отождествить с подлинно жившими деятелями Возрождения — с Леонардо да Винчи и с самим Шекспиром. Это не исключено, но образ Просперо есть прежде всего гениальное обобщение тех черт людей Возрождения, о которых Стендаль говорил, как о титанах. В Просперо с наибольшей силой… Читать далее Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира

Сюжет романа «Грозовой перевал» Эмилии Бронте

Сюжет романа «Грозовой перевал» навеян отчасти семейными преданиями. Отец Эмилии давно покинул Ирландию, но его еще связывали с родным народом те сказки и легенды, которые он берег в памяти и в долгие зимние вечера рассказывал своим дочерям. Рассказывал он и о своих предках; среди этих семейных историй была одна о каком-то таинственном найденыше, который из… Читать далее Сюжет романа «Грозовой перевал» Эмилии Бронте

Эпиграфы «семейственных записок» Петра Андреича Гринева

Вернемся к эпиграфам «семейственных записок» Петра Андреича. Главу II Гринев назвал «Вожатый», и издатель приискал для нее эпиграф из «старинной», как он пометил, песни: Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая.… Читать далее Эпиграфы «семейственных записок» Петра Андреича Гринева

Проблема закріпачення козацтва в оповіданні Марка Вовчка «Козачка»

В оповіданні Марка Вовчка «Козачка» глибоко розкривається трагічна доля у минулому вільної людини, а потім рабині-кріпачки Олесі, типова доля жінки, уярмленої в кріпосницькій неволі. Шляхом протиставлення життя людей вільних і закріпачених Марко Вовчок яскраво показала нелюдський характер кріпосницької системи, що зневажала, нівечила все краще в людині — забирала її сили й здоров’я, спустошувала душу. Головна… Читать далее Проблема закріпачення козацтва в оповіданні Марка Вовчка «Козачка»

Герой романа «Что делать?» Рахметов

Герой романа Рахметов — революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге. Рахметов без труда сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Познакомился с Кирсановым, от которого узнал много нового и передового в… Читать далее Герой романа «Что делать?» Рахметов

Антигуманистическая сущность теории Раскольникова

Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, — это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб — не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания… Читать далее Антигуманистическая сущность теории Раскольникова

Что означает: современный человек? Сочинение-размышление

Что такое «современность»? Если вы откроете толковый словарь, вы узнаете, что «современность — действительность современной эпохи, то, что происходит, существует сейчас». Значит, что современный человек — который живет в настоящем времени и стоит на уровне своего столетия, т. е. не отсталая от него. Итак, надо докладывать много усилий, чтобы не отставать от нашего такого времени.… Читать далее Что означает: современный человек? Сочинение-размышление

Тема честі людського достоїнства добутках Шолохова

Наприкінці 56р. М. А. Шолохов опублікував своє оповідання Доля людини. Це оповідання про просту людину на великій війні, що ціною втрати близьких, товаришів, своєю мужністю, героїзмом надав право на життя й волю батьківщині. Андрій Соколов скромний трудівник, батько великого сімейства жив, працював і був щасливий, але гримнула війна. Соколів, як і тисячі інших, пішов на… Читать далее Тема честі людського достоїнства добутках Шолохова

Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Пролог

До чего же красиво и весело было в нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотри вокруг — совершенно все зеленое и буйное. А сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета — огурцы цветут, тыквы цветут, картофель цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнух, а мака, свекла, лебеда, укроп,… Читать далее Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — Пролог

Образ женщины-хранительницы в творчестве А. Малышко

Женщина-Хранительница… Как много чувств вложено в это слово! Какое оно величественное, неповторимое в своей живописной красоте! Наш народ пронес огонь любви к ней через жестокие битвы с татаро-монгольскими полчищами, кровавые бои с шляхетской Польшей, произвола царского самодержавия. Итак, пришло время возрождения, роста, воскресение из вечности. Только любящее сердце женщины-матери залечит раны битв, обид, унижений, Жизнь,… Читать далее Образ женщины-хранительницы в творчестве А. Малышко

Трагедія людини й природи в добутку Астафьева «; Цар-Риба»

«Лементом изболевшейся душі» назвав Василь Биків цей добуток Астафьева. І дійсно, факти жорстокості, насильства, звірства, шаленого хамства, нахабного навіженства, підлого самовдоволення, зібрані головним героєм роману, оперуповноваженим Леонідом Сошниним, змушують автора-оповідача, що називається, возопить: «…Отчого російські люди споконвіку жалісливі до арештантів і найчастіше байдужі до себе, до сусіда — інвалідові війни й праці? Готові останній шматок… Читать далее Трагедія людини й природи в добутку Астафьева «; Цар-Риба»

Образ викторианства в романе Дж. Фаулза «Женщина франузского лейтенанта»

Творчество Джона Фаулза — одно из наиболее ярких явлений современной литературы. Его произведения отличаются самобытностью, оригинальностью, исполнены огромного мастерства. Каждое из них — это целый мир, в котором самым причудливым образом сочетаются литературные традиции различных эпох. Достигается это во многом за счет использования писателем реминисценций. Благодаря им произведения Д. Фаулза приобретают особое звучание. Рассматриваемые в… Читать далее Образ викторианства в романе Дж. Фаулза «Женщина франузского лейтенанта»

Пишем мифы сами: Черная рябина

Эти благодатные места издавна нравились людям. Здесь была плодородная земля, кормили людей поля. Развесистые деревья защищали жителей от жары, обдаривали вкусными, сочными фруктами. В реках было вдоволь рыбы. Не имели проблем с пищей птицы и животные. Общими влюбленными были черный ворон Гор и верная подруга Обина. Это были мудрые, справедливые птицы. Они часто разнимали любые… Читать далее Пишем мифы сами: Черная рябина

Народная легенда о девушке и песня О. Конисного «Молитва»

Устное народное творчество является неоценимым культурным наследием, которое оставили нам наши пращуры. Передавая из уст в уста, народные произведения изменялись и совершенствовались. Неизменяемой оставалась народная мудрость, простая на первый взгляд, но справедливая и умная народная мораль. Нам известны народные песни, обрядовые действия, сказки для детей и беспредельно мудрые, волшебные и интересные народные легенды и пересказы.… Читать далее Народная легенда о девушке и песня О. Конисного «Молитва»

Эпоха Просвещения: Дени Дидро, Волтер, Фридрих Шиллер и Жан-Жак Руссо

Выяснить понятие «Просвещение» и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные события жизненного и творческого пути Гете; развивать привычки исследовательской работы; воспитывать интерес к фигурам деятелей прошлого мы поробуем в этом сочинении. Ученые и социологи советуют время от времени изменять обстановку. Ведь познание нового всегда предоставляет… Читать далее Эпоха Просвещения: Дени Дидро, Волтер, Фридрих Шиллер и Жан-Жак Руссо

Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник

В «Сказании о шести градоначальницах», вероятно, сатирически изображаются императрицы, правившие Россией в XVIII в. Под «Негодяевым Онуфрием Ивановичем, бывшим гатчинским истопником», может подразумеваться сам Павел I. Наиболее интересен Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник. Его фамилия созвучна с фамилией реального исторического деятеля, Алексея Андреевича Аракчеева. Преданный своему начальнику, Угрюм-Бурчеев отрубает себе палец в доказательство своей любви к… Читать далее Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник

Сценическая история «Грозы» Островского

Островский никогда не пренебрегал возможностью писать роли, имея в виду талант определенных артистов. И роль Катерины Кабановой, навеянная рассказами Косицкой о своей молодости и еще больше самим психологическим складом исполнительницы, была написана «на нее» и для нее. И нет ничего случайного в том, что первое исполнение было полным слиянием таланта драматурга и актрисы, возможности которой… Читать далее Сценическая история «Грозы» Островского

2-я серия «Национальных эпизодов»; творений Гальдоса

Романы 2-й серии существенно отличаются от романов 1-й серии и по своей проблематике, и по способам их построения, и по стилю изложения. В 1-й серии внимание Гальдоса сосредоточилось на теме национального единства; во 2-й раскрывается непримиримый и все углубляющийся конфликт двух Испании, «традиционалистскрй» и либеральной. И, поскольку события в романах развертываются в обоих противоборствующих лагерях,… Читать далее 2-я серия «Национальных эпизодов»; творений Гальдоса

Образ генерала Крутицкого в пьесе Островского

Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает себя. Зато во втором акте мы знакомимся с новым лицом — Крутицким, «очень важным господином», по определению афиши. В пьесе нет прямых указаний на то, что Крутицкий генерал, но зовут его «ваше превосходительство», а однажды… Читать далее Образ генерала Крутицкого в пьесе Островского

Человек, который победил себя?! Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не грязно и оставить после себя доброе упоминание потомкам? По-разному ответили бы на эти вопросы герои Оноре де Бальзака, писателя, который считал, что психология и жизненные взгляды человека формируют социальную среду. Так, холодный и скупой человек Гобсек герой одноименной повести, с молодости был человеком жизнелюбивым,… Читать далее Человек, который победил себя?! Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Наші автобіографії

Спогад живуть у нас. Спогади сховані в нас. Спогади є нашим минулим, тим, що залишилося від минулих подій, почуттів, думок. Гуляючи алеями своєї душі, слухаючи музику своєї душі, ми коштуємо в їхній тіні. Людина без спогадів — людин без минулого. Деякі змушують нас червоніти й понині, щось згадуємо ми зі сміхом, деякі ми називаємо найкращими… Читать далее Наші автобіографії

Повесть Л. Воронковой «Гуси-лебеди»

Героиней одной из лучших повестей — «Гуси-лебеди» — становится «чудная» девочка Аниска, по прозвищу Косуля. Она трепетно воспринимает природу, ей все интересно: смотреть, как суетятся хлопотливые муравьи, как летят далеко-далеко дикие гуси. Дома на всех окнах стоят у нее цветы: в горшках, в консервных банках, в кринках с отбитыми горлышками. Ей всегда хочется заступиться за… Читать далее Повесть Л. Воронковой «Гуси-лебеди»

О чем рассказала бабушка

Сочинение «О чем рассказала бабушка» — вариант сочинения на свободную тему. Повествуя о бабушкином школьном детстве, девочка использует для своего сочинения форму рассказа с обрамлением, «рассказа в рассказе». Эмоциональность, непринужденность изложения — несомненные достоинства сочинения «О чем рассказала бабушка». Как-то среди недели к нам приехала из деревни бабушка. Она привезла с собой много гостинцев: домашней… Читать далее О чем рассказала бабушка

Темы разговоров мыслящих людей в романе «Евгений Онегин»

Те же проблемы обсуждались будущими декабристами: читался «Общественный договор» французского просветителя Жан-Жака Руссо; решались задачи практического применения наук в сельском хозяйстве; о «добре и зле» сам Пушкин много говорил с Раевским, а в лицейские годы — с Кюхельбекером. В 1821 году Пушкин записал в своем дневнике: «Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем… Читать далее Темы разговоров мыслящих людей в романе «Евгений Онегин»

История дружбы и самопожертвования в новелле «Последний лист»

«Последний лист» О. Генри — одна из наилучших и известнейших новелл нью-йоркского цикла. Это трогательная история самоотверженной дружбы и самопожертвования. Центральные персонажи произведения — две бедные девушки-художницы Сью и Джонси, которые приехали в Нью-Йорк из провинции. В ноябре одна из них, Джонси, тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на… Читать далее История дружбы и самопожертвования в новелле «Последний лист»

Пересказы содержаний цикла сказочных произведений Н. В. Гоголя

Произведения Н. В. Гоголя Отмечаются чрезвычайной оригинальностью, красивым поэтичным языком и неповторимым стилем. Одним из важнейших источников, который направлял его творчество, был замечательный фольклор. Детские и юношеские года будущего писателя отмечены его глубоким любопытством к народу и природе, народного героического прошлого. Писателя с детских лет покорила и неповторимая красота природы, и красота поэтических легенд, песен,… Читать далее Пересказы содержаний цикла сказочных произведений Н. В. Гоголя

Поэзия Данте на срезе средневековой и античной литератур

Он родился во Флоренции, в вельможной рыцарской семье, которая принадлежала к партии Гвельфов. Флоренция была богатейшим городом-коммуной в Италии XIII-XIV ст., в ней выделились антагонистические политические партии: Гвельфы, приверженцы папской власти, и гибеллины, приверженцы германского императора. Гибеллины потерпели поражения и их выгнали из Флоренции вначале XIII ст., но политический антагонизм сохранился: Гвельфы распались на Белых… Читать далее Поэзия Данте на срезе средневековой и античной литератур

Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»

«Драматургия Чехова, — писал А. Арбузов, — это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра». И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во… Читать далее Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»

Работа над произведением «Мой любимый герой романа» (по роману «Айвенго»)

Цель: Развитие связной речи учеников; проверка знаний, усовершенствование навыков работы над произведением по плану; воспитание культуры письменной речи. Оборудование: Иллюстрации к роману. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний учеников. Чтение и обсуждение планов к образам леди Ровены и Ребекки. Приблизительные планы. (Предлагается прочитать в классе планы-образцы, а тем ученикам, которые будут писать об этих персонажах,… Читать далее Работа над произведением «Мой любимый герой романа» (по роману «Айвенго»)

Жіночий образ в оповіданні А. Куприна «Олеся»

Російська література багата чудовими образами прекрасних жінок: сильних характером, розумних, люблячих, мужніх і самовідданих. Російська жінка з її дивним внутрішнім миром завжди привертала увагу письменників. Олександр Сергійович Грибоєдов, Михайло Юрійович Лермонтов, Олександр Миколайович Островський розуміли глибину щиросердечних поривів своїх героїнь Добутку цих письменників допомагають краще довідатися життя, зрозуміти характер взаємин людей. А життя повне конфліктів,… Читать далее Жіночий образ в оповіданні А. Куприна «Олеся»

Баллады Гете и Ф. Шиллера

Баллады Гете «Фульский король», «Лесной царь», «Кладоискатель», «Коринфская невеста» и другие написаны в традициях страшной сумрачной баллады. Их источниками послужили античные мифы и средневековые предания. В балладах Гете непременно присутствует что-то загадочное, поучительное, страшное, реже — смешное. Обнаженность чувств, столь характерная для фольклорных произведений, — важное свойство баллад. Возлюбленная в «Фульском короле» не забыта до… Читать далее Баллады Гете и Ф. Шиллера

История Пугачева и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Пушкин — «взыскательный художник», очень строго относившийся к тому, что писал, но о двух своих вершинных творениях, как поэта-стихотворца,- романе в стихах «Евгений Онегин» и народной исторической трагедии «Борис Годунов» — отзывался как о литературных подвигах. Подобным же литературным подвигом является и вершинное творение Пушкина-прозаика, которое он называл то исторической повестью, то историческим романом, «Капитанская… Читать далее История Пугачева и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Моральна еволюція Степана Радченка

Народився в с. Чаплі на Катеринославщині в селянській родині. Навчався в реальному училищі, на математичному, а потім на правничому факультетах Катеринославського університету. Вчителював. З 1921 р. живе в Києві, працює бібліографом у Книжковій палаті, згодом — редактором в «Книгоспілці». В 1924 р. утворює літературну групу «Ланка», що з 1926 р. Отримала назву МАРС (Майстерня Революційного… Читать далее Моральна еволюція Степана Радченка

Критика о романе «Ромола» Джорджа Элиота

Основной недостаток «Ромолы» как исторического романа — то, что вместо вопросов, которые диктуются самой исторической обстановкой, Элиот переносит в прошлое нравственную проблему, которая занимает ее в условиях современности. То же противоречие между личным счастьем и долгом, которое мучит Мэгги Телливер, мучит и Ромолу, а затем и героиню драмы «Испанская цыганка», и героев поэм Элиот («Армгард»,… Читать далее Критика о романе «Ромола» Джорджа Элиота

Об особенностях сюжета романа Горького «Мать»

В романе «Мать» показаны события, характеризующие третий период русского освободительного движения, когда в качестве основной революционной силы выступил рабочий класс. Своеобразие романа состоит в том, что главным предметом изображения II нем является рост революционного сознания народных масс. Оригинальность предмета, выбранного Горьким для отображения в романе, определила не только особенности сюжета, но и приемы литературного изображения,… Читать далее Об особенностях сюжета романа Горького «Мать»

История написания комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик»

На шестой день празднеств, 1 мая, версальские зрители увидели новую комедию «Тартюф, или Обманщик». Она ничем не напоминала изящные пасторали или пышные балеты. Не дриады и нимфы, а обыкновенные французские горожане появились на сцене. И то, что происходило с ними, было не только смешно, но и страшно; проходимец в рясе, Тартюф втерся в дом честного… Читать далее История написания комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик»

Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»; (Восприятие, истолкование, оценка.) Фет А. А

Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Древние говорили — поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он «жаден до стихов», испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, «повторяя сладостные стихи» автора «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского… Читать далее Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»; (Восприятие, истолкование, оценка.) Фет А. А

Сказка о молодильных яблоках — древний славянский миф о путешествии в мир мертвых

Поиски молодильных яблок. Многие князья тосковали по ушедшей молодости и хотели продлить свою жизнь. Один из них особенно сокрушался о том, что когда-нибудь умрет. И решил он послать доброго молодца Ивана за тридевять земель в тридесятое царство добыть ему молодильных яблок, вкушая которые боги обретали бессмертие. Долго ли, коротко ли ехал Иван — попалась ему… Читать далее Сказка о молодильных яблоках — древний славянский миф о путешествии в мир мертвых

Пример сочинения-описания на тему: Портретный очерк

Его нельзя назвать ослепительным красавцем; в его осанке, походке, жестах не чувствуется породы, гордой независимости. Вогнутый небольшой нос, почти круглые поддернутые к вискам зеленые глаза. Пышная шевелюра венчает немного приплюснутое лицо. Но бывают моменты, когда он просто неотразим. Взгляд горит азартом, в каждом кусочке тела чувствуется напряжение, собранность — он весь как застывший комок энергии.… Читать далее Пример сочинения-описания на тему: Портретный очерк

О чем думал перед сражением князь Андрей?

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в… Читать далее О чем думал перед сражением князь Андрей?

Літературне свято. Захист-презентація проекту

Мета: повторити й узагальнити вивчене за рік; розвивати пам’ять, образне та логічне мислення, навички самостійної творчої роботи, аналізу та синтезу матеріалу, уміння висловлювати власні думки із приводу прочитаного; виховувати кращі людські якості, вміння працювати в колективі, реалізовувати свій творчий потенціал. Обладнання: елементи костюмів героїв та декорації до інсценівок, стіннівки та відеогазети, призи; книжкова виставка, учнівські… Читать далее Літературне свято. Захист-презентація проекту

Можно ли назвать образ Чадского «лишним человеком»?

Глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа «лишнего человека», беспочвенного «мечтателя», «одинокого протестанта». Сам Чацкий чувствовал себя на почве «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. В Чацком нет ни романтического демонизма, свойственного байроническим героям, ни гордой мизантропии пушкинского Алеко. Образ его как бы противопоставлен разочарованным романтикам, изображенным Пушкиным в его южных поэмах. Чацкий не… Читать далее Можно ли назвать образ Чадского «лишним человеком»?

Патриотические идеи Чацкого в комедии «Горе от ума»

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных «предрассудках». Понятно его страстное обличение тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», понятно его возмущение против «старух зловещих, стариков, дряхлеющих… Читать далее Патриотические идеи Чацкого в комедии «Горе от ума»

Изобразить «все дурное, что ни есть в России» (на примере образа Чичикова)

Ведет сюжет «Мертвых душ» Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы. Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков. Это человек новой, буржуазной формации — «приобретатель», хищник. Очень важно было осмыслить его характер, его внутренний мир, историческое место подобных людей в современной жизни. Но не так легко понять этот характер.… Читать далее Изобразить «все дурное, что ни есть в России» (на примере образа Чичикова)

Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери

«Сквозь меня идут к городу мучений тягчайших…», — рипить адские ворота, и два поэты, Данте и Вергилий, отправляются в удивительное странствие. Немало увидят они на своем пути. Пройдут мимо пышный замок, залитый ясным светом, где находятся славные герои старины, побывают в страшном подземелье, в котором наказываются грешные души, попадут к адскому городу Дите, дойдут к… Читать далее Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери

Вопросы с ответами к теме «Развитие европейской литературы на границе XIX-XX столетий»

Какие важнейшие особенности излома XIX-XX столетий? Культурологи считают, что на рубеже XIX-XX столетий присущий три феномена: декаданс, социалистические (утопические) тенденции и борьба за равноправие женщин. Относительно литературной жизни, то следует назвать появление новых жанров, в частности утопии те новеллы (А. Чехов, Сомерсет Моем, Брет Закалка, Джек Лондон, О. Генри, Г. де Мопассан и прочие). Появились… Читать далее Вопросы с ответами к теме «Развитие европейской литературы на границе XIX-XX столетий»

Релігія як спосіб вирішення моральних проблем

Твір по роману Ф. М. Достоєвського «Злочин і покарання». Серед найважливіших питань, поставлених російською думкою XIX століття, питання про релігію займає особливе місце. Для Ф. М. Достоєвського, людині глибоко релігійної, сенс життя полягав у збагненні християнських ідеалів, любові до ближнього. У «Злочині і покаранні» автор зобразив людську душу, що пройшла через страждання і помилки до… Читать далее Релігія як спосіб вирішення моральних проблем

МАНДРАГОРА Комедия

Лигурио — персонаж комедии. По своему театральному амплуа — приживал, «паразит», роль которого, однако далеко перерастает эти первоначальные рамки и становится центральной во всей пьесе. Именно Л. приходит на помощь Каллимако и наилучшим образом устраивает его отношения с прекрасной Лукрецией. Каллимако — тридцатилетний человек, которого два десятка лет тому назад опекуны увезли из родной Флоренции… Читать далее МАНДРАГОРА Комедия

Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир»

Рядом с Наташей выступает другая героиня романа — Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря на то что в тексте произведения ей уделено меньше места, чем Наташе, она так же важна для автора. По словам Белинскийградской учительницы Н. Г. Долининой, «все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу…… Читать далее Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир»

Шолом-Алейхейм. Шлем Нахумович Рабинович

В переводе с еврейского имя Шолом-Алейхем означает приветствие «мир вам», с которым автор обращается к своим читателям. Родился писатель в украинском городке Переслав (ныне Переяслав — Хмельницкий) в еврейской семье, где властвовала религиозная идеология. Детей в семье Рабинович было много: чернявых, белокурых, рыжих и разного-разного возраста. С ними здесь не панькались. Вот как упоминал об… Читать далее Шолом-Алейхейм. Шлем Нахумович Рабинович

«Ольшаной король» Гете — образец литературной баллады

Сюжет об Ольшаном короле напоминает страшную сказку, которую рассказывают непослушным детям для того, чтобы они быстрее ложились спать. Великий немецкий поэт Йоганн Вольфганг Гете рассказал ее в жанре баллады детям всего мира. Отец и его маленький сын едут через темный лес домой. Больного ребенка обольщает Ольшаной король. Мальчику мерещатся драгоценные камешки, золото и жемчуг, прекрасные… Читать далее «Ольшаной король» Гете — образец литературной баллады

«Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение

30-е годы для Анны Ахматовой — пора наиболее тяжких испытаний. Через десять лет начнется ужасная вторая мировая война. Но и в то время в России шла война. Война между государством и народом. Волна репрессий «поглотила» едва ли не всех друзей и знакомых Ахматовой и коснулась даже ее семьи: вначале был арестован и сослан сын, студент… Читать далее «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение

Психологическая мотивировка повести «Дом на набережной»

В повести «Дом на набережной» (1976) Трифонов словно бы собрал воедино многие свои находки прежних лет. Здесь господствует излюбленное Трифоновым повествование — «голос автора, который как бы вплетается во внутренний монолог героя. Но переплетение голосов автора и героя имеет предельно широкую амплитуду колебаний: от подчеркивания в речи повествователя даже временной, возрастной характерности речи героя, от… Читать далее Психологическая мотивировка повести «Дом на набережной»

Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Можно не доверять афоризмам, но выражение А. Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда. Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники — и в школе, и в Оксфорде.… Читать далее Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Принцип показа характеров в трагедиях Пушкина

Завершающая ремарка «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует» — ставит зрителей и читателей перед сложнейшей проблемой, решение которой, однако, не дано, а скрыто за скупой формулой. Ремарка Пушкина производит неизмеримо сильнейшее впечатление в чтении, нежели на сцене, где для сценического воплощения этого безмолвия реальных средств пока еще не найдено. Народ на сцене, в лучшем случае, будет молчать,… Читать далее Принцип показа характеров в трагедиях Пушкина

Опорные понятия по теме «Творчество В. Маяковского»

По теме «Творчество В. Маяковского» предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: «лирический герой», «остранение», «пафос», «метафора», «тоническая система стихосложения», «миф», «утопия». Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность… Читать далее Опорные понятия по теме «Творчество В. Маяковского»

Борьба Чернышевского с крепостничеством

У руля «Современника» Диссертация была написана Чернышевским к сентябрю 1853 года, но руководство университета затянуло защиту до мая 1855 года. Защита стала подлинным триумфом молодого ученого. Профессора были недовольны диссертацией, разрушавшей привычные им взгляды, но возразить диссертанту они не смогли. Только ректор университета П. А. Плетнев вместо обычного поздравления сказал в заключение: «Кажется, я на… Читать далее Борьба Чернышевского с крепостничеством

Опис образів поміщиків у поемі Гоголя «Мертві душі»

На початку роботи над поемою Н. В. Гоголь писав В. А. Жуковському: «Який величезний, який оригінальний сюжет! Яка різноманітна купа! Вся Русь з’явиться в ньому». Так сам Гоголь визначив обсяг свого добутку — вся Русь. І письменник зумів показати в повному обсязі як негативні, так і позитивні сторони життя Росії тієї епохи. Задум Гоголя був… Читать далее Опис образів поміщиків у поемі Гоголя «Мертві душі»

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная…» Именно таким виделся Тургеневу образ Базарова, когда писатель находился еще в процессе работы над романом. Недаром Тургенева называли сейсмографом времени: он тонко чувствовал новые социальные веяния, тенденции общественного, развития. Писатель сумел воплотить в образе Базарова новый тип разночинца, социал-демократа, нигилиста, тип, только… Читать далее МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

Станислав Репейник биографический очерк

Станислав Афанасьевич Репейник — выдающийся украинский поэт, прозаик, переводчик. Его перу принадлежат сборники поэтических произведений «Твоим именем» (1965), «Краски» (1967), «Листва» (1969), «Многоугольник» (1972), «Творцы добра» (1977), «Сыновяе» (1985), «Вербная дорога» (1990), «Добрыня» (1990), «Чьи-то голоса во мне» (1991), документальные повести «Глубокая борозда» (1980), «Предвестник солнца» (1990), «Тарасовы следы. Марево» (1992) и прочие. На протяжении… Читать далее Станислав Репейник биографический очерк

Тема «Реквиема» в «Поэме без героя»

Приведя в канун 1941 года далекий 1913-й (в первой части), Ахматова не могла, конечно, предполагать, что и этот, сорок первый год станет в своем роде тоже «последним», что он останется в памяти людей символом тяжких военных испытаний, легших на плечи народа. «Поэма без героя» могла бы закончиться, как это и мнилось поэтессе, «Петербургской повестью» —… Читать далее Тема «Реквиема» в «Поэме без героя»

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

В царстве мечты и поэзии, где властвуют эльфы, где все подчиняется законам красоты, ночные наваждения рассеиваются с утренними лучами, и все хорошо кончается для влюбленных. Но такова ли судьба любящих в настоящей жизни, где наперерез живому чувству встают темные предрассудки, злые страсти? Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте. Первая трагедия… Читать далее Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

Валидность тестов по предметам литературного цикла

Вопрос валидности (полноценности, репрезентативности) тестовых задач является ключевым, поскольку тестирование должно давать полноценные, общепризнанные (экспертами, политиками, учениками, их родителями, всем обществом) оценки реального состояния учебных достижений школьников по конкретным предметам. Учителю необходимо обратить внимание на то, чтобы тестовые задачи охватывали не отдельные, а все разделы и компоненты школьной программы, и вдобавок пропорционально к количеству времени,… Читать далее Валидность тестов по предметам литературного цикла

Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над Человеком

Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии «Сто тысяч» в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим… Читать далее Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над Человеком

Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая

Единой мысли относительно происхождения слова «коляда» нет. Много исследователей склонны считать, что оно происходит от латинского слова Calenda, что означает праздник нового года. Существует также мысль, что слово «коляда» связано с именем языческого божества Коляды, которое олицетворяло рождение Солнца в созвездии Водолея. Колядками называются поэтически-песенные произведения, которые выполняются во время и по случаю празднования Коляды,… Читать далее Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая

Мое отношение к героям повести Марка Вовчка «Институтка»

Марко Вовчок изображала в своих произведениях непростую жизнь крестьян времен крепостничества. Отдельное место в ее рассказах и повестях занимает тема женской судьбы, потому что женщины чуть ли не больше всего страдали от несправедливости и жестокости окружающего мира. Героини рассказов Марка Вовчок появляются перед нами многострадальными, чувствительными и часто печальными, однако всегда искренними и чуткими, сильными… Читать далее Мое отношение к героям повести Марка Вовчка «Институтка»