Теодор Амадей Гофман (1776-1822) Жизнь и творческий путь
Одним из ярких представителей романтизма в немецкой литературе был Э. Т. А. Гофман — талантливый художник, произведения которого вызывают заинтересованность и у современных читателей. Родился Эрнест Теодор Вильгельм Гофман 24 января 1776 года в Кенигсберге в семье адвоката. Он рано стал сиротой и воспитывался в семье своего дяди. Имея от природы наклонности к искусству, юноша вынужден был по традиции и настояниям дяди избрать специальность юриста. После окончания правоведческого факультета Гофман начал служебную карьеру юриста, которая была для него тяжелым ярмом. Служебные обязанности он выполнял добросовестно, а все свободное время отдавал искусству. Гофман не стал известным юристом, зато оставил заметный след в литературе, музыке, живописи, музыкальной драматургии, критике. Особое место в духовном мире Гофмана занимала музыка. Писатель писал: «Возможно, музыка является таинственным языком того далекого царства духов, удивительные звуки которого, находят отклик в нашей душе, пробуждают ее и порывают к интересной жизни». Его любимым композитором был Моцарт. В честь своего кумира Гофман даже изменил свое третье имя на Амадей.
Но мировую славу ему принесла литература. Литературную деятельность Гофман начал довольно поздно (в 1890 году), но она была чрезвычайно плодотворной. Художник писал много и быстро. Появляются фантастические сказки и повести («Золотой горн», «Щелкунчик», «Королевская невеста» и др.), роман «Эликсир дьявола», рассказ «Мастер Мартин», «Краеугольное окно», сатирические шедевры «Малыш Цахес», «Житейская философия кота Мурра»
Умер Гофман 25 июня 1822 г. На надгробии писателя вычеканены слова: «Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 г. и умер в Берлине в 1822 году. Он был одинаково замечательный как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец». В этих словах много иронии — иронии горькой судьбы талантливого человека.
Литературное наследие Гофмана разнообразное: романы, сказки, новеллы, эссе, критические статьи, либретто к своим музыкальным произведениям.
Мир Гофмана — это особый художественный мир, созданный могущественной фантазией автора. Почти всегда в центре внимания писателя — противостояние двух миров: романтического и будничного, иллюзорного и реального. Герои Гофмана тоже делятся на два лагеря — филистеров и энтузиастов. Филистеров большинство, они целиком удовлетворены жизнью и реальностью, не знают никаких высоких порывов. Они властители и жители мира реального, где ценятся жизненные блага, а все другое ничего не стоит.
Филистерам Гофман противопоставляет энтузиастов. Они живут будто в другом измерении, мир их намного более широкий, более сложный и прекраснее. Над ними не имеют власти те жизненные блага, которые волнуют филистеров. Глубокая духовность и искреннее ощущение красоты — вот их определяющие черты. Но настоящими энтузиастами их делает то, что они становятся на защиту духовности, борются против ограниченности восприятия мира филистерами.
Самое заметное место в творческом наследии Гофмана занимает повесть «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» (1819г.). Писатель так говорил о своем произведении: «Малыш Цахес» — это книга, абсолютно непригодная для людей, которые все воспринимают всерьез и торжественно. Тем не менее, автор почтительно просит благосклонного читателя, если тот изъявит искреннее желание и готовность, отвергнуть на несколько часов серьезность и погрузиться в упорную, химерическую игру и затеи, может, не по мере озорных волшебных сил».
Теодор Амадей Гофман (1776-1822) Жизнь и творческий путь