Теория Родиона Раскольникова
Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман «Преступление и наказание». Однажды В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Я думаю, в самые тяжелые дни жизни эти слова великого критика и писателя согревали молодого Достоевского.
А сама идея написать роман о человеке, который был преступником, зародилась у него на каторге. Нужно сказать, что Ф. М. Достоевскому самому пришлось многое пережить и пройти в своей жизни. Я считаю, что в переживаниях и мировоззрении героя романа «Преступления и наказания» есть что-то авторское, что-то из судьбы самого писателя, хотя в произведении идеи Раскольникова осуждаются Достоевским. Теория Раскольникова, конечно же, имела под собой почву, ибо такие мысли не могли возникнуть на пустом месте. Она могла сформироваться только тогда, по моему мнению, когда внешние, материальные проблемы сильно давят на человека, а духовная пища либо отсутствует, либо ничтожно мала и не способна изменить действительность.
Родион решился на убийство. Целью данного преступления было не желание наживы, не желание помочь матери. Совсем нет! Просто он захотел проверить свою теорию, а в чем-то и себя. Ему было важно понять, «человек» он или «тварь дрожащая».
Смысл этой идеи заключался в том, что люди жестоки и низки, при этом сущность человеческую невозможно заменить, а, следовательно, «и труда не стоит тратить». Однако, можно и нужно встать над этим «муравейником» людей и управлять им. Отсюда следует возможность разделить все человечество на подвластных и властителей, которых очень мало в общей массе. Властители мало чем отличаются от остальных, но, тем не менее, они могут добиваться власти любыми способами, им «разрешается» переступать не только законы общественные, но законы морали и этические устои. Герой романа уверен, что людям можно силой навязать какие-то блага.
Важно заметить, что Раскольников все же чувствует противоречивость своих идей, ибо все «Магометы и Наполеоны» были ведомы личными интересами, они всего лишь прикрывались общим. Казалось бы, теперь, после совершенного преступления, Раскольников может преспокойно идти к власти. Но здесь Родион постепенно отступает от своей идеи: наступает переломный момент в жизни этого человека. Читатель видит, что Раскольников — личность незаурядная.
Начинается противостояние разума героя и его духовного мира. Поначалу он не может отделить себя от железной логики его теории, но вскоре душа восстает. Значит, на самом деле Родион все же не смог перешагнуть через моральные и этические законы. По своей теории ему следовало жить только для себя и не «чувствовать» окружающих его людей, однако он отдает последние деньги Мармеладовым на похороны отца. Я думаю, Раскольников подсознательно чувствует, что стрежнем, основой человеческого общества являются любовь и сострадание.
Родион Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Моральная боль у него переходит в боль физическую. Герой начинает изолировать себя от людей, пытается перебороть муки совести. Все это приводит к осознанию беспочвенности и жестокости своей теории. «Я себя убил, а не старушонку», — наконец признается Родион.
Внутренние терзания главного героя, по моему мнению, настолько его разъедали, что постепенно становились видимыми и накладывали определенный отпечаток на внешность: «Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный». Автор романа показывает несостоятельность теории Родиона, ибо она противоречит, а главное, противостоит извечным человеческим ценностям: любви, доброте, пониманию, искренности. Следовательно, такие идеи не могут быть целью жизни людей.
И история человечества, да и история нашей страны, не раз подтверждала эту мысль. Вспомним хотя бы эпоху Сталина, который, по моему мнению, как никто другой подсознательно жил и действовал по подобной же теории. И с полной уверенностью можно говорить о том, что этот человек шел к власти путем насилия. То же самое можно говорить и о других исторических личностях, начиная с самого начала существования общества: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер и многие другие.
Все это люди, которых, по теории Раскольникова, можно считать властителями.
Теория Родиона Раскольникова