Только поэты
Впервые дни отпуска совсем не хочется думать об уроках. Известная болезнь учебного года — все встреченное, услышанное, прочитанное претворять в завтрашний разговор с детьми — уступает место чтению бескорыстному, для себя или в совсем уж дальний прок. Этот наш номер — как раз для такого чтения: доля методических разработок в нем относительно невелика, зато материалы рубрики «Штудии» расположились вольготно.
Под одной обложкой номера скрываются две автономные тетради. Картинка справа — Пизанская башня — отсылает нас к центральной тетради: она посвящена «обетованной земле» Италии. На русское искусство Италия оказывала в разные эпохи мощное влияние. Интерес к итальянской культуре отчетливо выразился в поэзии XIX-XX веков — не случайно именно поэты, влюбленные в солнечную Италию, и становятся героями статей, собранных в нашей итальянской тетрадке.
Не ставя перед собой задачу исчерпать тему «Поэтическая Италия», мы хотели наметить те точки в школьной программе, в которых можно вспомнить вместе с учениками о блаженном крае, «где мирт и лавр растет».
Мы надеемся и впредь давать литературные портреты отдельных стран. В ближайших планах — литературная Франция. Номер должен появиться в самом начале 2009 года, объявленного в России годом Франции.
Тетрадка первая — основная, внешняя — тоже оказалась поэтической. Она посвящена Маяковскому, которому в июле 2008 исполняется 115 лет. Эта дата становится поводом для размышлений о ярком и сильном поэте, который, по словам Цветаевой, «ушагав своими быстрыми ногами далеко за нашу современность», все еще ждет нас «за каким-то поворотом».
И мы никак не можем его догнать.
Маяковский, как и раньше, продолжает вызывать горячие и живые споры. Когда началась переоценка ценностей социалистического времени, многим показалось, что еще немного — и он рухнет вместе со всей эпохой, воспетой и обожествленной им. И вот — эпохи нет, а он стоит, несмотря на усилия ниспровергателей, несмотря на то, что значительная часть его поэтического наследия осталась внутри этой эпохи.
Грандиозная, величественная, падающая и все-таки царящая Пизанская башня нашей поэзии…
Только поэты