Трагедии и драмы Михаила Старицкого
«Маруся Богуславка». Действие пьесы происходит в то время, когда Украина каждый год терпела нападения татаро-турецких орд и польской шляхты. Похищенная из родного края, без единой надежды на возвращение, Маруся напрасно старается восстановить утраченную гармонию мира — этот трагедийный мотив глубже и существеннее для понимания произведения от имеющихся в сюжете борьбы любовного и патриотичного чувств. Образ Маруси — глубоко психологический. Старицкий показал женщину большой души и глубокой страсти, смелую, решительную и вместе с тем волшебную и нежную. Идеи патриотизма и общечеловеческого гуманизма сливаются в этом образе воедино. Моральные акценты в трагедии становятся определяющими.
В пьесе «Не судилось» (1878-1881) художник поставил вопросы общественного неравенства как препятствия в любви, резко осудил лицемерный господский либерализм, растленную сущность господской морали. Произведение сразу стало одним из ведущих в репертуаре театров. К вершинным произведениям Старицкого принадлежит драма «Участь» (1893), посвященная Марии Заньковецкой. Жизнь этой гениальной украинской актрисы стала основанием не так сюжетного построения, как воспроизведения духовного и душевного мира героини Лучицкой. Старицкий впервые в украинской литературе изобразил тему жизни и творчества украинских актеров. Мария Лучицкая — чистая и целостная натура, она чрезвычайно впечатлительная и эмоциональная. Пережив трагедию несчастной любви к «баричу из богатой фамилии» Антона Квитки, женщина находит защиту и спасение в театре. Ее игра поражает и пленит зрителей.
Однако и здесь, в храме искусства, не все так просто: коварность и закулисные интриги посредственной актрисы-завистницы Квятковской не дают ей реализоваться полностью. Квитка, снова ощутив к Лучицкой любовь, умоляет ее вступить в брак с ним. Мария после продолжительных раздумий дает волю сердцу.
Однако быть счастливыми вместе им не судилось: свекровь каждый день обижает Лучицкую, шантажирует ее письмами якобы от любовника, хотя на самом деле это были переписанные роли. Доведенная до отчаяния, Лучицкая покидает господское имение и возвращается на сцену. Продолжая типологический ряд характеров героинь-женщин, которые ведут неравную борьбу за личное достоинство, Лучицкая во многом повторяет их судьбу, но в отличие от них из жизни уходит не только не сломленной, а в момент высочайшего творческого взлета.
В день рождения актрисы, за несколько часов до смерти, Лучицкую искренне поздравляют ее настоящие друзья, товарищи по театру. Великая актриса поняла, что короткая жизнь прожита ею не напрасно. Она, задыхаясь, говорит: «Чрезмерно… сегодня мне счастье… Вот она, любовь! Вот… высочайшее счастье!». Комедию «За двумя зайцами» (1883) литературовед В. Панченко назвал «национальным хитом». Как вы уже знаете, М. Старицкий, по разрешению И. Нечуя-Левицкого, «приспособил к сцене» его комедию «На Кожемяках» (до этого за ней закрепилась репутация малопригодной для постановки) — и вот уже свыше 125 лет она с большим успехом ставится в драматических театрах Руси, России, Беларуси и других стран.
Хитрый цирюльник (парикмахер) Свирид Петрович Голохвостов, чтобы спастись от банкротства, ухаживает сразу за двумя девушками — Проней и Галей, которые, как выясняется позднее, являются двоюродными сестрами. Проня сторонится отца-матери, старается изо всех сил оторваться от простонародья, и не замечает смешной плачевности своих «благородных» манер. Ей противопоставлена Галя — «девушка из народа», искренняя, скромная, кроткая. Проня будто бы «образована», но театр любит не очень, больше цирк («акробаты занятнее, такие красивые мужчины»). Среди ее литературных вкусов книги с выразительными названиями — «Кровавая звезда» и «Черный гроб».
Итак, сердцеед Голохвостов, мгновенно сориентировавшись, выбирает соответствующий стиль для признания в любви: «В груди моей — Везувий так и клокочет». Такие слова умиляют Проню Прокоповну: «Во мне трепещет вся моя физика». Язык этой пары — комедийный коктейль: это суржик, вперемешку с просторечной лексикой и канцеляризмами: «мы на стороне заведем такое монпансье, что только пальцы облизывай». Такая трагикомичная моральная деградация — следствие многовекового засилья российского на Украине.
Проня и Свирид любой ценой стремятся выбиться в люди, а для этого стараются готовы отречься от всего родного, украинского. Они необразованные, духовно убогие, примитивные себялюбцы и при этом стыдятся своего рода, родителей. Национальное беспамятство, рабское, смешное наследование чужого, к сожалению, до сих пор разъедает наше общество. Поэтому пьеса остается остро актуальной и сейчас.
Трагедии и драмы Михаила Старицкого