Трагедия деятелей «Поколения»
Тема будущего Испании наиболее ярко обнаруживает расхождения во взглядах различных писателей «Поколения» эти расхождения и привели в конечном счете к расколу в рядах «Поколения». В размышлениях о грядущем Испании обнаружились и специфические слабости мировоззрения многих деятелей движения.
Трагедия всех их состояла в том, что их мировоззрение опиралось на идеалистическую философию. Не случайно в творчестве Унамуно такую роль играли религиозно-философские искания, а богоборчество совмещалось в его сознании с «богостроительством», поисками «истинной» религии. Не случайно и то, что тот же Унамуно и его более молодой коллега Хосе Ортега-и-Гас-сет стали создателями испанского варианта экзистенциализма.
Трагедия деятелей «Поколения» состояла и в том, что ненавистной им всем буржуазной пошлости и корысти они могли противопоставить лишь крайний индивидуализм. Конечно, когда Унамуно и другие деятели «Поколения» противопоставляли массу личности, они имели в виду прежде всего мещанство, «буржуазную чернь», не способную возвыситься над собственными эгоистическими интересами. Но и в подлинном народе — крестьянстве, ремесленниках — они склонны были видеть талантливого ребенка, который нуждается в разумном и просвещенном учителе. Народолюбие и сочувствие народу противоречиво сочетались в их сознании с неверием в его способность взять в свои руки будущее страны. Все они были бесконечно далеки от народа, и в этом таился источник их трагического бессилия. Лишь немногие среди писателей «Поколения» — Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан и некоторые другие — позднее пришли к народу, и это оплодотворило их творчество. К этим немногим на пороге смерти присоединился Унамуно. Но большинство писателей «Поколения» предпочло занять позицию «нейтралитета» в социальных схватках, предпочло отказаться от активной общественной позиции.
Расхождения во взглядах писателей «Поколения» затрагивали не только сферу идеологии; в не меньшей мере они сказались и в решении эстетических проблем. Многие исследователи считают «Поколение 1898 года» не только идейным движением, но и особым литературным направлением, которое взаимодействовало с двумя другими направлениями, существовавшими тогда в испанской литературе: критическим реализмом и так называемым модернизмом. Конечно, писателям «Поколения» были присущи некоторые общие эстетические особенности. Так, например, они единодушно отказывались следовать по пути писателей критического реализма XIX в. Даже признавая заслуги Гальдоса и других мастеров этого направления, они тем не менее упрекали их в фактографичности, пристрастии к костумбристским описаниям, недостаточном внимании к индивидуальным переживаниям личности, наконец, в отсутствии «индивидуального стиля». В противовес писателям XIX в. «Поколение» предпочитало роману, господствующему жанру литературы второй половины XIX в., жанры поэтические и драматические, а в области прозы ввело в обиход жанр лирико-философского эссе (ensayo) или близкие к нему жанры. Но эти общие эстетические посылки не сложились в строгую систему эстетических принципов, характерную для литературного направления. Вот почему взоры многих писателей «Поколения» обратились к модернизму, к этому времени получившему распространение в странах Латинской Америки.
Советское литературоведение обычно называет модернизмом различные декадентские и авангардистские течения зарубежного искусства XX в. Между тем исследователи испаноязычных литератур, в том числе и русские, под модернизмом в этих литературах понимают сложное по своему характеру эстетическое течение, развивавшееся в Латинской Америке, а затем и в Испании до первой мировой войны. Основоположники модернизма Рубен Дарио и другие провозгласили необходимость обновления содержания и формы латиноамериканских лите ратур, создания самобытного искусства Латинской Америки. При этом, в особенности на первом этапе своего развития, латиноамериканский модернизм явное предпочтение отдавал обновлению поэтической формы, совершенствованию метрических форм, искусству поэтического слова, музыкальному звучанию стиха.
Именно эта сторона модернизма и привлекла к нему внимание писателей «Поколения 1898 года». На испанской почве модернизм воспринимался, по выражению испанского литератора Э. Лопеса Чаварри, как «реакция не только на натурализм, но и вообще на утилитарный дух эпохи, на грубое равнодушие вульгарщины». Уточняя направление этой реакции, один из крупнейших поэтов-модернистов Испании Хуан Рамон Хименес называл модернизм «свободным и энтузиастическим походом навстречу красоте». Подобно тому, как это делал Гонгора в XVII в., испанские модернисты пытались противопоставить эстетическую утопию ненавистной им реальности. Конкретными средствами подобного эстетического возвышения над действительностью для модернистов стали, по справедливому определению И. А. Тертерян, стилизация, т. е. ориентация не на реальность, а на замкнутый в себе мир художественного творчества; тщательная работа над ритмикой, лексикой художественной речи, а в поэзии и над новыми метрическими формами; наконец, «синестезия», т. е. попытка передачи с помощью слова зрительных и слуховых образов. Все это объединялось в понятие «индивидуальный стиль», как способ познания и воспроизведения красоты-истины.
Подобное эстетизированное представление о литературе очень скоро перестало удовлетворять таких выдающихся художников, как Валье-Инклан, Антонио Мачадо, Хуан Рамон Хименес, и каждый из них, по-своему переосмысляя приобретенный ими опыт, обогащает свое видение мира, свое мастерство и в творчестве 10 -30-х годов выходит за пределы модернистского искусства.
Среди писателей «Поколения» были и такие, которые подобно Унамуно с самого начала отнеслись к модернизму враждебно, увидев в нем прежде всего гипертрофированное формотворчество. Однако творческая эволюция и Унамуно и тех писателей «Поколения», которые начинали в русле модернизма, шла в одном направлении — в сторону реализма. Только это реалистическое искусство существенно отличалось от реализма XIX в.
Качественно новые черты этого направления в целом определить трудно, настолько разными путями шли к нему различные испанские писатели. И все же можно отметить некоторые общие свойства этого искусства. Прежде всего это его интеллектуализация. Рациональное начало в художественном творчестве писателей XX в. значит не меньше, чем эмоциональное. Философский роман, новелла, поэма занимают важное место в их творческом наследии. Литература все чаще выходит за пределы се-мейно-бытовой проблематики, основной в социальном романе XIX столетия. Писатели обращаются к решению коренных проблем человеческого бытия или к социальным процессам глобальных масштабов, втягивающих в свою орбиту массы, народ. Не случайно в эти годы переживает пору возрождения старинный плутовской роман, привлекающий к себе внимание писателей теми художественными возможностями, которые показывают свойственные этому жанру открытость композиции, эпизодическое построение, резкие смены социального фона действия и т. д.
Наряду с таким макрокосмическим охватом действительности углубляется и интерес к микрокосму, к отражению мира в индивидуальном сознании и, что еще важнее, к сложным психологическим процессам, опирающимся на подсознательное, инстинктивное.
Для искусства нашего века чрезвычайно характерны взаимопроникновение и взаимообогащение жанровых форм и родов искусства. В поэзии это привело, например, к преобладанию лироэпических форм над «чистой» лирикой и эпосом. Широко используются такие малоизвестные в XIX в. средства художественной организации материала, как «поток сознания», резкие сдвиги временных и пространственных категорий и т. п. Все это свидетельствует о том, что реалистическое искусство на рубеже столетия вступает в качественно новый этап, который именуют обычно «критическим реализмом XX века».
Трагедия деятелей «Поколения»