Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский»
Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» самая знаменитая пьеса английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Для того, чтобы правильно понять содержание произведения, необходимо знать, как оно написано. Простой прием — разобрать сначала содержание, а потом форму произведения — часто приводит к неправильному пониманию смысла. Первое заметное отличие «Гамлета» от драм наших времен состоит в том, что пьеса написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир перевел в стихи повседневный язык. «Гамлет» — поэтическая драма в полном понимании слова. В основе трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира вдохновляет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете.
Для поэтического взгляда мир прячет немало чудесного и фантастического. Из необыкновенного, с чуда и начинается трагедия, появляется Призрак. В каком мире живет Датский принц? Здесь верят в духов, призраков, колдовство, в то, что планеты влияют на судьбы людей. Мир, изображенный в трагедии, не совсем похож на нынешние представления о жизни, и люди, которые живут в нем, мыслят иначе, чем мы, — поэтическими образами и понятиями. Дело не в том, что трагедия Шекспира написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественным. Место действия — Эльсинор, резиденция датских королей.
В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал подданным датской короны. Читателя не оставляет ощущение, что за исключением воспоминаний, что перед нами Дания, ничего специфично датского в трагедии нет. Шекспир нарочно приближал действие к понятиям зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы не происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда «Англия, омытая морями», и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане. Когда происходят события трагедии?
В дохристианские времена легендарного Гамлета или в эпоху Шекспира? Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставлять «Гамлета» в театре. Его играли как трагедию, которая происходит в средневековье, в эпоху Возрождения, в париках и фижмах XVIII столетия, в фраках и мундирах, в костюмах настоящего времени. Суть трагедии оставалась неизменяемой. И все-таки при всем этом, общечеловеческое, вложенное в трагедии, актуально для всех времен. «Гамлет», конечно, произведение именно той эпохи, когда он впервые появился на сцене. На трагедии лежит неизгладимая печать Ренессанса, когда ярко расцвела индивидуальность и еще жива была героика единоличного подвига. Переходной характер времени обозначается и на образе героя трагедии.
В Гамлете есть рыцарство, унаследованное от старого времени, и благосклонность к принципам гуманизма, что возникла в новую эпоху. Вне этого соединения образ Гамлета не может быть правильно понят. Датский принц Гамлет горько тоскует по мертвому отцу. Но вдруг он со страхом узнает: он не умер, он был убит. Убийца — родной брат убитого, дядя Гамлета — не только унаследовал престол покойного короля, но и вступил в брак с его вдовой — матерью Гамлета.
В трагедии изображено, как Гамлет сначала развенчивает лицемерие коронованного преступника, а потом и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия изображает сложные и тяжелые раздумья благородного человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лицемерии, которое кроется в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражен век, словно «вывихнутое в своих суставах». Великий русский критик В. Г. Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для добра, которая впервые вместе увидела зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета — это одиночество человека, который опередил свое время, находится в трагическом разрыве с ним и потому гибнет.
Любовь к истине, чувству справедливости, ненависть к злу, ко всем видов угодничества — таковы извечные черты Гамлета. Именно это в объединении с осознанием обязанности приводит его к трагическим переживаниям. Не врожденная меланхолия, а столкновенье с ужасами жизни ставит Гамлета перед фатальными вопросами: следует ли жить, бороться, не лучше ли уйти из жизни, а если бороться, то — как?
Глубина страданий Гамлета огромна. Он потерял отца, мать, считает себя обязанным развестись с любимой. Только в дружбе находит он некоторое утешение. Ценность человеческой жизни разрушается на глазах Гамлета. Прекрасный человек, его отец, гибнет, а мерзавец и преступник торжествует. Жена показывает свою слабость и оказывается изменницей. Обстоятельства складываются так, что он, приверженец человечности, становится причиной смерти нескольких людей.
Разногласия идеала во внешнем мире дополняются борьбой противоречивых чувств в душе Гамлета. Добро и зло, истина и неправда, человечность и жестокость показываются в его собственном поведении. Трагично, что Гамлет в конце концов гибнет, но сущность трагедии не в том, что героя постигнет смерть, а в том, какова жизнь, и особенно — в бессилии наилучших намерений исправить мир. Слабость, склонность Гамлета к размышлениям, представляют чуть ли не главное достоинство Гамлета. Он мыслитель. Каждое значительное явление жизни он стремится понять, но особенно важной чертой Гамлета является стремление понять самого себя.
Такого героя до Шекспира в мировом искусстве не было, и мало кому после Шекспира удалось с такой художественной силой и проникновенностью создать образ мыслителя. Изображать людей такими, какими они есть, — так понимал Шекспир задачу искусства. Что он не договорил, я могу дополнить: художественное изображение должно быть таким, чтобы читатель и зритель был способен сам дать моральную оценку каждому персонажу. Именно так созданы те, кого мы видим в трагедии.
Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский»