Трагичность судьбы Эсмеральды (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
Эсмеральда — любимая героиня Виктора Гюго, для него она воплощение лучших человеческих качеств. Писатель восхищается ее красотой, искренностью натуры, сочувствует жестокой судьбе. Внутренний мир девушки — светлый, прозрачный, романтичный. Он отражен в ее песнях, а песня — это всегда душа народа. Гордость и чувство собственного достоинства присущи Эсмеральде. Она великолепна, когда танцует или поет. Эсмеральда — добрый и отзывчивый человек.
Услышав крики горбуна Квазимодо на Гревской площади, где его пороли нагайками из-за нее же, «цыганка» единственная из всей многотысячной толпы подошла к заключенному и напоила его водой из своей фляги. В. Гюго отмечает: «прекрасная, свежая, чистая, прекрасная и хрупкая девушка милосердно пришла на помощь этому воплощению несчастья».
Увидев у эшафота в «Дворе чудес» Пьера Гренгуара, который в свое время помог ей в трудную минуту, она соглашается «взять его себе в мужья!» И хотя брачной ночи не было, приговоренный к виселице спасся. Другие женщины тоже могли спасти его, однако спрашивали у осужденного: «А ну, покажи свой плащ», «Шляпа?», «Ботинки?». Ничего этого он не имел, и все же Эсмеральда взяла его в мужья, чтобы спасти человека. Девушка сделала это бескорыстно, потому что для нее было не важно, какое имущественное состояние у этого человека.
Самое большое место в душе героини занимает любовь. Она горячо полюбила ротмистра Феба де Шатопера, который в свое время спас ее. Но Феб, к сожалению, не был тем идеалом, тем красивым человеком, которого видела в нем девушка. Он лишь стремился своей внешностью достичь эффекта, чтобы, выгодно женившись, поправить имущественное положение. Именно поэтому эта романтическая любовь оказалась для Эсмеральды трагической. Эсмеральда — серьезный и высоконравственный человек: прежде чем позволить себе близость с любимым, она спрашивает Феба о его вере, о венчании с ним, посвящает его в тайну своего амулета. Девушка переживает минуты стыда, и «если бы не румянец, что пылал на ее щеках, то можно было подумать, что это статуя застенчивости». «Цыганка» спокойно смотрит в будущее, которое не обещает ей, танцовщице, брака с офицером-шляхтичем: ей немного нужно, чтобы быть счастливой. Все это свидетельствует о том, что перед нами большой силы красота, большой силы страсть, богатство души и морали, которые могли бы украсить и более значительную личность, чем Феб. Во имя своей пламенной любви Эсмеральда даже согласна стать любовницей Феба, а затем и служанкой, чтобы чистить его шпоры, одежду, обувь.
Итак, перед нами цельная натура, совершенная и душой, и телом. Автор любуется, своей героиней. Девушка из народа, она сама является душой народа в своих песнях и танцах, в высоком смысле. Этот роман заставляет каждого задуматься о смысле человеческого бытия, о том, что самое важное в жизни иметь доброе сердце и искреннюю душу, не быть равнодушным к чужому горю.
Трагичность судьбы Эсмеральды (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)