Три холопа
В русской литературе теме крепостного права отведено почетное место. Но редко кто в наше время зачитывается Радищевым или Некрасовым. Даже тургеневские «Записки охотника» воспринимаются больше как общественно-литературный памятник, нежели вечно живая классика.
Неудивительно, что в школе разговор о крепостных и крепостниках, как правило, приправлен откровенной фальшью. Те эмблемы, которые вызывали живой отклик при жизни самого явления — у Пушкина: «барство дикое», «рабство тощее», — давно запылились, и как бы старательно учитель ни протирал их, блеск холодной эмали вызовет разве что такой же холодный интерес, связанный с получением хорошей оценки.
И тем не менее существует путь, следуя которым, учитель может затронуть непосредственное чувство ученика и помочь ему взглянуть личным свежим взглядом на сложное и неоднозначное явление, наложившее сильный отпечаток на русский характер вообще, и таким образом протянуть нить из далекого чужого времени к себе, сделать актуальными для себя его проблемы. Путь этот, как и большинство путей, по которым суждено идти человеку, изучающему русскую литературу, проходит через Пушкина.
Абсолютное большинство учеников седьмого класса, где изучается » Капитанская дочка», вряд ли способны ощутить, подобно Марине Цветаевой, личное отношение к Пугачеву — слишком широка и противоречива его натура. Петр Гринев и Маша Миронова, конечно, ближе и понятнее юношам и девушкам переходного возраста, но элемент условности, стилизации в этих фигурах мешает неискушенному читателю воспринимать их неумозрительно. Самым же конкретным, простым и полнокровным героем повести оказывается Савельич. Может быть, в восприятии его учениками сказывается потребность самих детей в заботе о себе — ее многим из них не хватает, а тут такое безграничное тепло, исходящее от этого доброго, верного и смешного старика.
Тем более те из детей, кто видит и ценит внимание к себе со стороны близких, способен оценить Савельича, даже со всей его строгостью, занудливостью и нелепыми выходками.
И тут самое время, пользуясь этим наивно-реалистическим восприятием литературного героя, обратить внимание учеников на социальное положение Савельича. Крепостной слуга, стремянной, за трезвое поведение — какой, вероятно, редкий случай — назначенный дядькой молодому барину, он так же трезво и ревностно, как, скорее всего, заботился о барских лошадях и собаках, опекает Петрушу Гринева, полностью растворяясь в этой заботе. В случае недовольства Савельича лжеучителем мосье Бопре мы еще можем подозревать корыстный интерес к месту, хотя неизвестно, что лучше: возиться с собаками или с капризным наверняка барчуком.
И, наблюдая его отчаянные и не всегда удачные попытки по дороге в Оренбург оградить барина от порочных соблазнов, а его деньги и имущество от посягательств беспутного кутилы или подозрительного бродяги, можно полагать, что действиями Савельича руководит лишь страх ответственности перед своим хозяином.
Но уж самоотверженная и нелепая попытка, рискуя жизнью, вернуть вещи, разграбленные пугачевцами, без сомнения заставит нас убедиться в его искренней, бескорыстной преданности интересам своих господ, в том, что он служит не за страх, а на совесть. Мы не знаем никаких подробностей его личной жизни, ее как бы просто нет отдельно от службы. Не человек вроде бы, а ноль. А между тем мы отчетливо видим в нем не просто человека, но личность. И положение «раба» не только не мешает ему быть личностью, но, напротив, именно в этом своем статусе он осуществляется в полной мере.
Особенно показательно в этом смысле письмо, которое Савельич пишет в ответ на гневные упреки старого барина. Это отнюдь не оправдания подневольного раба, это аргументы сознающего свое достоинство, свободно исполняющего свой долг человека. И подпись его — «верный холоп» — звучит так же, как в другой традиции звучит «преданный Вам» или «уважающий Вас».
Можно сравнить слова Савельича с собственно пушкинской записью в дневнике об отношениях поэта с царем: «…я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».
Время и личные ассоциации меняют смысл слова. Савельич — человек XVIII века. Пушкин очень убедительно показал типичное самоощущение крепостного того времени: холоп — это не обидно, а в определенном контексте и почетно. Развивая эту мысль, можно сказать, что именно Савельич победил Пугачева.
Для самого Пушкина слово «холоп» имеет уже однозначно отрицательный смысл, близкий тому, который имел в виду Некрасов: «Люди холопского звания // Сущие псы иногда…»Перекличка самоопределения Савельича с характеристикой некрасовского героя: «Яков верный, холоп примерный» — естественным образом вызывает сравнение, любопытное и полезное в школьной практике. Яков, так же, как и Савельич, почти полностью исчерпывается своими холопскими обязанностями: «Только и было у Якова радости: // Барина холить, беречь, ублажать…» Но он холоп не только по званию, но по призванию. Он не знает предела унижению, которое может вынести.
Впрочем, ему, возможно, и выносить нечего. «Чем тяжелей наказания, // Тем им милей господа» — обобщает рассказчик черты подобных людей. Скорее всего, комментируя данные строки, нужно говорить о том, что на социальное явление здесь накладывается своего рода психическая патология.
И если Савельич способен само свое холопское положение строить на здоровой основе, то Якова освобождает от его холопской болезни посторонняя привязанность. Родственное чувство к племяннику оказывается сильнее холопских и долга, и чувства. Но бунт Якова вполне соответствует психологии героя: если доставлять радость господину, то своим унижением, если наказывать господина, то уж своей смертью.
Итак, исходя из логики этих двух образов, можно даже в таком одиозном слове увидеть два противоположных значения: холопство как служение и холопство как состояние души и манера поведения, причем связано это соответственно с барством как правом и барством как чертой характера, выражающейся в произволе.
Историческое развитие этих тенденций мы можем увидеть в стихотворении Некрасова «На постоялом дворе» из цикла «Ночлеги» . Герой его уже не крепостной — действие разворачивается в пореформенное время, но в натуре его настолько велико холопское начало, что, поступив услужение к барину, он продолжает вести себя как раб. Барин же — человек новой закваски, книжный демократ. Его раздражает поведение Ермолая, так зовут слугу, которого он стремится воспитать в духе нового времени:
Ты человек! ты гражданин! Знай: сила не в богатстве, Не в том — велик ли, мал ли чин, А в равенстве и братстве!
Однако стоило барину в ответ на его ругань услышать слова свободного человека, как тут же проявилась его барская закваска: «Как? Что?.. Зазнался, хамов сын?» — кричит он на слугу и «хлоп его по роже». Страдают оба.
Барин приходит к слуге и просит ударить его. Но Ермолая уже не собьешь с толку:
…Вы барин — я холоп, Я беден, вы богаты! …………………………. И я служить готов… а бить Не буду… с позволенья!..
Барин настаивает. Ермолаю приходится бросить выгодное место. Таким образом, слуга со своими представлениями о холопском долге оказывается морально выше, чем барин с его освободительной идеологией, но проникнутый традициями «барства дикого».
Сравнительный анализ этих трех образов несомненно обострит восприятие учениками каждого из них, повысит неформальный интерес к изучаемым произведениям. А при углубленном изучении литературы можно будет продолжить разговор о развитии темы холопства, о трактовке ее в различные времена и разными авторами.
Три холопа