Трогательная любовь и ад фашистского плена в повестях Василя Быкова
В 1963 г. появилась повесть «Альпийская баллада». В центре ее — самоотверженная и трогательная любовь, которой проходит через испытания в аду войны. Она становится основой раздумий писателя о жизни людей на войне. Главными героями произведения является молодой солдат-белорус Иван Терешко и девушка-итальянка Джулия. Они убегают в горы из концентрационного лагеря, расположенного где-то в австрийских Альпах. Героев преследуют и настигают фашисты, Иван гибнет, а Джулия случайно спасается. Такой сюжет первой и последней быковской «баллады», которая много раз переиздавалась, переведена на многие языки. По мотивам этого произведения написан сценарий кинофильма (1966) и поставлен балет в Белорусском театре оперы и балета. Повесть объединяет, казалось бы, несовместимое — лирику, романтику жизни и ее суровый реализм.
На протяжении 1964-1965 годов Быков создал повести «Ловушка», «Атака с ходу, «Его батальон», ставя себе целью глубже заглянуть в душу солдата, который оказался в безысходности, лишен любой возможности бороться с врагом. Сила обстоятельств, которые давят на человека, увлекают писателя. Он начинает «экспериментировать» с моральной стойкостью героев, не просто изображая человека в тяжелых обстоятельствах войны, а рассматривая его в «аду жизни». Этот ад и фашистский плен («Ловушка»), и бой на передовой («Атака с ходу», «Его батальон»), и немецкая оккупация («Знак беды», «Обелиск»), и партизанское отступление («Волчья стая» «Уйти и не вернуться»), и неудачный рейд в немецкий тыл («Дожить до рассвета»).
В таких нечеловеческих, «адских» условиях боец, который идет на подвиг, — уже герой, даже если из-за смерти он не смог его совершить, как в повести «Дожить до рассвета», где лейтенант Ивановский вместо склада немецких боеприпасов, умирая, сумел подорвать лишь одного немца с телегой соломы. Любое проявление моральной стойкости, человечности на войне — это подвиг. Учитель Мороз в «Обелиске» не убил ни одного немца, но он настоящий герой, так как добровольно идет на смертную казнь со своими учениками. «Мертвым не больно» (1965), наверное, наиболее автобиографическое произведение писателя.
Герою романа, Василевичу, повезло — он остался живой, но что-то в нем напоминает людей, о которых Э. Хемингуэй сказал, что они никогда не смогут вернуться с войны. Даже в мирное время Василевич не может успокоиться, память постоянно возвращает его к огненным годам, а в сердце навсегда осталась боль. Это боль не только от потери друзей, военных поражений, а прежде всего — боль за человека, который не сделал моральных выводов из уроков истории. Психологическая, моральная усложненность образов, поступков отличает повести Быкова этого периода.
Он старался раскрыть всю правду войны, которую сам познал сполна. Этот путь привел писателя к созданию «партизанского» цикла повестей («Круглянский мост», 1968; «Сотников», 1970; «Обелиск», 1971; «Дожить до рассвета», 1972; «Волчья стая», 1974; «Уйти и не вернуться», 1978), отмеченных Государственными премиями. «Круглянский мост», первая повесть, является своеобразным переходом к новому этапу творчества. Маленькая группа партизан получила задачу сжечь мост через реку, но при первой же попытке погиб командир. Командование берет на себя Бритвин, который имеет собственный план выполнения задачи. К мосту, который охраняется, посылают сельского мальчика, который в бидоне из-под молока повез взрывчатку. Мост подорван, но юноша погиб.
Молодой партизан Степка Толкач понимает аморальность этого плана. Он совершает самосуд над командиром-самозванцем, стреляет в него, за что и попадает в яму штрафников. В повестях «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета «автор будто бы умышленно усложняет ситуацию — лишает героев здоровья, сил и такими подводит их к главному испытанию, сосредоточивая внимание на силе духа. В повести «Знак беды» (1982) писатель ставит вопросы о человечности. В центре повести — Петрок и Степанида, жизнь которых изображена от наймитской юности до смертного времени, когда они гибнут на своем хуторе, но не подчиняются фашистам.
Действие повести «Карьер» (1986) происходит осенью 1941 г. в глухом белорусском городке, оккупированном немецко-фашистскими захватчиками. Впервые в творчестве писателя военная тема органически связана с нашей современностью, исследуется влияние давно пережитого на судьбы людей старшего и молодого поколений. «Облава» (1988) — последняя повесть, посвященная трагическим событиям мирных лет.
Последние несколько лет народный писатель Беларуси Василий Быков жил сначала в Финляндии, потом — в ФРГ, отмечая при этом: «Мои политические расхождения с президентом Беларуси А. Лукашенко не означают, что я должен стать политэмигрантом». В 2002 г. писатель вместе со своей женой переехал в Чехию. После перенесенной операции по удалению раковой опухоли Быков приехал в Беларусь на реабилитацию. 23 июня 2003 года он умер в онкологической больнице в Боровлянах, близ Минска.
Трогательная любовь и ад фашистского плена в повестях Василя Быкова