Творческая деятельность И. Величковского. Сведения о писателе
Иоанн Величковский — малоизвестный украинский поэт конца ХVII — начала ХVIII ст. Биографические данные о нем очень ограниченные. Родился около 1630 года. Очевидно, учился в Киевском коллегиуме. В начале 1680-х гг. он, нужно считать, принадлежал к работникам черниговской типографии Лазаря Барановича, а чуть позже, в середине 80-х гг., переселился в Полтаву, где получил должность пресвитера Успенской церкви. Здесь он и умер в 1726 г. (по другим данным — в 1701 г.).
Известный писатель ХVIII ст. архимандрит Нямицкого монастыря в Молдавии Паисий Величковский приходился ему, кажется, внуком.
Литературное наследие Величковского, которое сохранилось до нашего времени, ограничивается главным образом тремя произведениями. Это, во-первых, писаный сапфичными строфами латыно-польский панегирик, подписанный архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу и напечатанный в Чернигове, приблизительно в 1680-1683 гг. Это произведение сохранилось в единственном дефектном (без заглавного листа) экземпляре; на последней странице его указано: » Lucub-ratiuncula…». Кроме указанного панегирика Величковскому принадлежат еще два славяно-украинские сборники, которые имеют название » Зегар с полузегарком» и «Млеко от овцы пастырю належное». Оба они были «оферованы» (приподнятые) киевскому митрополиту Варламу Ясинскому, первый — в 1690 г., второй — в 1691 г.
Во всех названных произведениях Величковский стремится приблизиться к тому своеобразному литературному стилю, который оформился в Европе, в частности, в Польше, в ХVI-ХVII ст., в эпоху феодально-католической реакции и который распространялся на Украине в шляхетских кругах во второй половине ХVII ст. Стиль этот в современной науке носит название то «схоластического стиля», то стиля «барокко». Характерным признаком его является чрезвычайно гипертрофированное развитие словесно-декоративного орнамента: в художественном произведении на первое место выдвигается форма, содержанию предоставляется второстепенное значение. Цель искусства во времена барокко — поразить, заинтересовать читателя неожиданными стилистическими эффектами.
После смерти И. Величковского рукопись «Зегара» и «Млека» хранилась у его потомков и в начале ХХ ст. принадлежали священнику Замковой церкви в г. Нежине Александру Величковскому. От него в 1908 году рукопись попала на выставку ХI Археологического съезда в Чернигове. Неизвестные до сих пор в науке стихи Величковского теперь, в связи с выставкой, заинтересовали многих исследователей старого писательства.
Свои произведения И. Величковский писал древнеукраинским и польским языками.
Рукописная книга «Зегар с полузегарком» (1690).
Тема: рассказ о рождении, деятельности, страдании, распятии и воскресении Господа; о текучести жизненного времени каждого человека, его значимость.
Идея: возвеличивание Всевышнего, который всячески стремился помочь людям в трудное для них время; призыв ценить каждую минуту времени, рационально использовать ее в течение всей жизни.
Основная мысль.
— Жизнь, которая состоит из часов и «минут» — это сокровище.
— Все станет ничем после смерти.
— Не прибудет богатство, не сойдет слава,- Смерть — так как, найдя, все это погубит.
— Придерживайся заповедей Божьих, и Всевышний будет всячески оберегать Тебя от всего безобразного и коварного.
Композиция. Книга содержит начало (обращение И. Величковского к читателю), четыре части «Зегар целый» (поэтические строки «24 часа»), «Полузегарок» («времена дневные и ночные»), «Минуты» (общие, злые, добрые и две страшные), «Квадрантес» (часы, разделенные на четыре части).
Идейно-художественный анализ книги. Беседа с вопросами:
— С какой целью автор обращается к читателю? («И о смерти помни, и На суд будь чутким. Велии Время бежит скоро, В бегу Своем прыткое»)
— Кому И. Величковский посвятил свои книги? Чем именно, на ваш взгляд, объясняет почтительное отношение автора стихов к В. Ясинскому?
— Почему произведения распределены на время общее, дневное, ночное?
— На чем акцентирует внимание И. Величковский в стихах с общим временем? Каким образом объединены строки произведения?
— Для чего писатель в книге старается воссоздать эпизоды рождения, смерти и воскресение Всевышнего?
— Как эти стихотворные произведения связаны с Библией, ее героями?
— Каким образом Иисус помогал людям? Приведите цитаты.
— Из-за чего И. Величковский называет Господа Спасителем?
— Что является покаянием? Для чего, по мнению писателя, требуется время для покаяния?
— Какие злые «минуты», на ваш взгляд, являются самыми существенными? Проанализируйте их. Обоснуйте свой выбор.
— Почему И. Величковский акцентирует внимание на том, что страшнее «минуты» те, когда «небо и земля мимо идут»?
— Чем объяснить то, что смерть губит всяческие «минуты»?
Творческая деятельность И. Величковского. Сведения о писателе