Творческое наследие Бориса Гринченко
К творческому наследию писателя принадлежат пять повестей, несколько драматических произведений, почти пятьдесят рассказов, один том поэзий и большое количество публицистических, историко-литературных и научно-популярных работ. Борис Гринченко как поэт дебютировал в 1881 г. в галичском журнале «Мир» при содействии И. Франко. На протяжении жизни он издал печатью шесть сборников, самые популярные из них — «Песни Василия Чайченко» (1884), «Под сельской крышей» (1886), «Минуты» (1903). Большинство стихов поэта являются программными народническими произведениями, которые имеют глубокое общественное звучание. Чаще всего в них речь идет о страдающей жизни народа:
Убогие нивы, убогие села, Убогий обтрепанный люд, Мрачные картины, грустные, невеселые, А других не найдешь ты здесь.
Такие картины удручают, но вместе с тем вдохновляют на борьбу, протест, отстаивание народных прав. Борис Гринченко романтически изображает своих героев в лиро-эпических произведениях — балладах («Смерть атамана», «Белая полонянка») и поэмах («Христя», «Галима», «Лесь, прославленный гайдамак»). Перед читателем возникает целая палитра колоритных образов — старого атамана, который всю жизнь отдал защите родной земли; девушки-полонянки, украинки Галимы, которая страдает на чужбине в гареме; знаменитого повстанца Леся, который мужественно идет на смертную казнь, не желая спасти свою жизнь ценой морального падения.
Гринченко оставил нам в наследство и завершенные поэтические переводы Фридриха Шиллера, Герхарта Гауптмана, Мориса Метерлинка, Генрика Ибсена, Йоганна Вольфганга Гете, Генриха Гейне, Виктора Гюго, Даниэля Дефо, Александра Пушкина. Литературовед А. Погребной отмечал, что благодаря усилиям одного только Гринченко на границе ХІХ и ХХ ст. Украина получила целую библиотеку мировой литературы. Жизнь и деятельность украинской интеллигенции — тема повестей «Солнечный луч» (1890) и «На распутье» (1891). В повести «Солнечный луч» писатель сосредоточил внимание на взаимоотношениях интеллигенции с крестьянами. Солнечный луч в широком понимании — символ знаний, которым интеллигенты-культурники стремятся наделить крестьян, чтобы улучшить их тяжелое положение. Именно эту цель и ставит перед собой главный герой повести «Солнечный луч» Марк Кравченко, студент последнего курса историко-филологического факультета.
Прибыв по приглашению помещика Гординского как репетитор его сына, Марк учит грамоте и крестьян, читает им произведения на украинскую тематику. Узнав о деятельности юноши, помещик увольняет его. От тяжелой учительской работы гибнет и реальный, земной «солнечный луч» в жизни Кравченко — дочь помещика Гординского, Екатерина, которая отреклась от своей среды и решила работать для народа. Повесть «Солнечный луч» была запрещена цензурой, хотя Б. Гринченко в одном письме писал, что сам тщательно изъял все сомнительные места.
Выразительным является название повести «На распутье»: интеллигенты-народники, попав в реальную жизнь села, разочаровываются в своих идеалах и оказываются на идейном распутье. Повести «Солнечный луч» и «На распутье» И. Франко характеризовал как «интересные попытки Б. Гринченко», который стремился «на фоне современной украинской действительности показать зарождение нового типа радикального демократа». Среди произведений большой прозы писателя особое место занимает дилогия, которая состоит из повестей «Среди темной ночи» (1900) и «Под тихими вербами» (1901). В центре первой части изображена семья типичного украинского крестьянина Филиппа Сиваша. Он честный и трудолюбивый хозяин, воспитал трех сыновей — Дениса, Романа и Зинька. Начинается произведение оптимистически: семья за праздничным столом поздравляет среднего брата Романа, который вернулся со службы. Отец, посматривая на сыновей, сознает, что с «уважительным, здоровым, как рабочий вол» Денисом, с Зиньком, глаза которого «сияли целым сиянием молодого огня», да еще и с Романом сможет «забогатеть». Но уже следующий день разочаровывает отца: морально испорченный Роман не собирается работать, он пренебрегает родными.
Стремление Романом к легкой жизни приводят к семейным конфликтам. Трудолюбивый Денис отказывается кормить брата, а тот, не имея денег, начинает красть. Выследив брата, Денис отводит его со скрученными руками в волость. С «одетого и обстриженного по-городскому» Романа теперь смеются все односельчане.
Осрамленный, Роман покидает родное село и идет в город, где знакомится с предводителем стаи конокрадов Хвигуровским. С соучастниками-ворами Роман мстит братьям, отцу и землякам — похищает коней сначала у родных, а потом — у односельчан. Крестьяне, поймав самых страшных своих врагов — конокрадов, не раз совершали самосуды. Именно картиной страшного истязания Романа и заканчивается повесть «Среди темной ночи». Денис, поймав Романа, спокойно созерцает, как крестьяне бросают его в огонь: «И в то время, как ноги его (Романа) горели, его страшные от мучения глаза видели перед собой спокойную фигура Дениса».
Как противоположность старшим братьям выступает в повести Зинько, который живет по законам совести. Это тип правдоискателя и доброго сердцем человека. Только он один уговаривал Романа жить нормальной жизнью и даже решился против воли родителей вступить в брак с соседской наймичкой, которую Роман сделал покрыткой. Название повести символическое: крестьяне в постоянной бедности беспросветно прозябают во тьме ночи.
А вот название второй части дилогии «Под тихими вербами» звучит уже иронически, ведь под тихими вербами совершаются страшные преступления, намного страшнее, чем те, о которых речь шла в первой части. Разбогатевшему Денису, которому отец «бросил, как собаке, его частицу» (ведь не мог просить ему поругание над братом Романом), противостоит младший Зинько, который защищает права голытьбы: он основывает для бедных крестьян кассу, учит их читать. Хозяева села видят в Зиньке ту силу, которая способна поднять крестьян и поэтому жестоко с ним расправляются, забив едва не до смерти. Надежда, что посеянное Зиньком добро взойдет, звучит в реплике единомышленника Карпа в символической сцене прощания Зинька с родными (он умирает от знахарского зелья):
«Еще не взошло солнце? — Скоро взойдет…».
Борис Гринченко один из первых в нашей литературе написал произведения для детей и о детях, наполненных гуманизмом и глубоким проникновением в мир детской психологии. Из них самые популярными являются рассказы: «Сама, совсем сама», «Олеся», «Украла», «Звонок», «Сестрица Галя» и др. Правдивые страшные истории о ребятишках бесили тогдашнюю цензуру, а то, что они были написаны на украинском языке, о чем говорит резюме цензора на одной из рукописей: «Написано, очевидно, для детей, но они должны учиться по-русски! Рукопись задержать».
Творческое наследие Бориса Гринченко