Творческое наследие поэзии В. Самийленко
Свои первые поэзии В. Самийленко печатает преимущественно в галичских периодических изданиях: «Зоря», «Звонок», «Зеркало», «Литературно-научный вестник», а после цензурного ослабления в киевских газетах и журналах «Общественная мысль», «Совет», «Шершень», «Новая община» и др. «Он сразу выступает на литературном поле полным мастером формы и слова, с созревшими, полностью произведенными мыслями и чувствами, и на протяжении двадцати с лишним лет своей деятельности совсем не изменяется», — писал И. Франко о В. Самийленко в 1907 году. Стихи поэта второй половины XIX столетия группируются в своеобразные идейно-тематические циклы: «Элегии», «Ямбы», «Думы бытия», «Украине» и др. Во многих из них доминирует минорное настроение с меланхолическим оттенком. Художника удручает безрадостная жизнь человека, который порывается к новому, счастливого бытию:
Будто хотелось все вверх лететь, Где звезды красные, где сияние полное, Где бедствия нет, бедность где стонет, Где ничего в сердце не болит и не щемит.
Одной из характерных особенностей творческой манеры В. Самийленко является средство контраста, своеобразная драматизация мысли поэта. Особенно это присуще поэме «Герострат». Уже в этом произведении В. Самийленко заявил о себе как о предтече философских поэм И. Франко и драм Леси Украинки. Отдельную страницу творчества В. Самийленко представляют стихи, посвященные Т. Шевченко, Л. Глибову, Лесе Украинке: «На годовщину смерти Шевченко», «Украинский язык «, «Памяти Л. И. Глибова», «На смерть Леси Украинки» и др.
Стихотворение «Украинский язык » написано в 1885 году. Родному языку поэт посвятил волшебные поэзии, он всю жизнь заботился, чтобы родным словом можно было высказать самые сокровенные мечты, высочайшие достижения человеческого гения. Все творчество В. Самийленко — яркое доказательство непревзойденных возможностей украинского языка. Еще в стихотворении «Украине», обращаясь к отчизне, он писал:
Прими же мои песни, как дар малый Большой и верной любви! Что сможет дать мой талант слабый В казну дорогого твоего языка, Он, вероятно, даст…
Стихи, посвященные Т. Шевченко, появились как следствие глубоких раздумий поэта над проблемами культуры украинского языка. По мысли В. Самийленко, Т. Шевченко в слове «только тех наказывал, кто на людей кует кандалы» . В стихах этого идейно-тематического цикла поэт становится на защиту украинского языка, его богатства и красоты.
Все творческое наследие В. Самийленко отдано народу, делу подъема его духовной культуры. Низко склоняясь в уважении перед бессмертным Кобзарем, В. Самийленко приложил все силы, чтобы украинский язык звучал в полный голос своего мужественного, многострадального, но непокоренного народа:
И на злость врагам засияла он, Как алмаз дорогой, как та звезда ясная. И будет сиять века, пока солнце стоит, И лихим врагам будет глаза слепить. Пусть ценным добром он будет у нас. Чтобы и сам пришел в изумление в могиле Тарас, Чтобы, взглянув сам на создание свое, Он набожно сказал: «Откуда нам сияет?!» «)
Пламенное слово в защиту обездоленного народа, хвала Кобзарю, который «народу отдал свои силы», пронизывают наилучшие достижения лирического таланта В. Самийленко. Выдающийся белорусский поэт Г. Богданович писал, что «…работа чувства и мысли, родившаяся пробужденным национальным сознанием, отразилась в его творчестве наиболее сильно и оригинально. Это один из тех мотивов, которые в таком виде и с такой силой никогда не звучали в литературах народов мировых, что не знали национального гнета.
И этот мотив, разработка которого со стороны национальностей, урезанных в праве на существование, является большим вкладом в казну общенациональной культуры».
В. Самийленко лелеял родной язык, шлифовал его, в его произведениях он играл всеми красками. И. Франко высоко оценил творческий подвиг поэта. «Язык его поэзий,- писал критик,- сие один большой комплимент для будущего национального и литературного языка Украины, непорочное указание, куда должен идти его расцвет. И заметьте: он уже теперь связывает узлом сочувствия и симпатии все части нашего народа.
Ни о каком другом современном украинском писателе не можем сего сказать. Где нашел секрет того языка Самийленко, не могу сообразить, — продолжает И. Франко, — и что сей секрет не дался ему даром, что он не только ощущал, но и глубоко обдумывал проблемы украинского языка, на сие имеем наилучшее доказательство в его поэзии «Украинский язык», что также принадлежит к наилучшим его произведениям…».
Творческое наследие поэзии В. Самийленко