Творчество Г. Байрона, жанры, идейный строй произведений. Анализ поэмы «Корсар»
Пушкин называл Байрона «властителем дум». Когда Байрон в 1812 умер, Пушкин написал стихотворение «к морю», в котором обозначает двух людей, которые оказали влияние на мир: Наполеон и Байрон. Байрон романтик в творчестве и в жизни. Байрон — древняя фамилия. В жилах его матери текла кровь английских королей. Отец — адмирал. С женой разошелся быстро, перебрался на континент, где и умер. Байрон получил образование в Итоне, Оксфорде. Получил титул лорда, что дало ему право вступить в парламент. Он входит в палату лордов, занимает левое кресло. Его первая речь — против проекта закона, в котором требовали казнь для разрушителей механических станков (движение ткачей возглавил Лудд). Речь Байрона убедительна, и вместе с этим в ней звучит злая ирония, что человек должен работать и получать деньги, чтобы кормить семью. Речь не нашла поддержки. Байрон выпустил книгу стихов, подписавшись «Байрон несовершеннолетний». Пока книга вышла, ему уже исполнился 21 год (совершеннолетие). Стихи несут на себе отпечаток времени, и вместе с тем романтичны. В издании и переводе полного собрания сочинений Байрона принял участие Блок.
На жизнь Байрон зарабатывал стихами. Издает цикл восточных поэм: «Гяур», «Корсар» и др. Смелость стиха, яркость, открытость. Байрон — человек с сильным характером. Он переплыл пролив Дарданелл. Он меткий стрелок и замечательный фехтовальщик. В Италии принимал участие в движении карбонариев. Вынужден был уехать в Грецию. После его смерти его тело привезли в Англию.
Написал мистерию «Каин», где Люцифер положительный герой. В 1824 году Байрон пишет стихотворение без названия «Из дневника в Кефалонии». В произведениях Байрона встает образ современника, данного в романтической интерпретации. Это человек, порывающий с европейской цивилизацией, т. к. там фальшь, несвобода, это человек, открытый миру, человек, не находящий нигде пристанища. Законченный тип индивидуализма. Байрон писал поэмы, которые получали название Байронических. Черты байронических поэм есть в «Мцыри». Его пьесы философичны.
Мистерия «Каин». Байрон великолепно знал библейские тексты. История первого братоубийства, где Авель — жертва, а Каин — убийца. У Байрона Каин — земледелец. Авель — скотовод. Каин приносит бескровные жертвы, а Авель — баранов. Барашек Авеля охвачен пламенем, а плоды Каина отвергает. Каин — человек, который задумывается о тирании и несправедливости. Задумывается, почему дети должны отвечать за грехи родителей. Люцифер — падший ангел, тот, кто восстал против Бога. Недаром наделен именем «несущий свет». Он берет Каина и показывает ему космос. В ответ на раздумья Каина говорит, что в свое время был побежден Богом. Для Байрона авторитетов нет. Он может подвергнуть пересмотру устоявшееся. Каин, убив брата, отправляется в изгнание. Но его поддерживает Ада. Она отправляется с ним в изгнание.
Анализ поэмы «Корсар»
Действие «Корсара» развертывается на юге Пелопоннесского полуострова, в порту Корони на Пиратском острове. Время действия точно не обозначено, однако нетрудно заключить, что перед читателем — та же эпоха порабощения Греции Османской империей, вступившей в фазу кризиса.
Песнь первая открывается страстной речью, живописующей романтику исполненного риска и тревог пиратского удела. Спаянные чувством боевого товарищества соплаватели боготворят своего бесстрашного атамана Конрада. Они получают ободряющую весть, что в ближайшие дни может быть осуществлен набег на город и дворец турецкого наместника Сеида. Привыкшие к странностям характера командира, пираты робеют, застав его погруженным в глубокое раздумье, внушающего восхищение героизмом и страх — непредсказуемой импульсивностью ушедшего в себя, изверившегося в иллюзиях — словом, несущего в себе типичнейшие черты романтического бунтаря-индивидуалиста, чье сердце согрето одной неукротимой страстью — любовью к Медоре.
Конрад на палубе брига раздает поручения команде, полной готовности осуществить дерзкое нападение — и победить.
Вторая песнь начинается с пиршественного зала во дворце Сеида. Турки давно планируют очистить морские окрестности от пиратов. Внимание паши привлекает загадочный дервиш в лохмотьях, невесть откуда появившийся на пиру. Тот рассказывает, что был взят в плен неверными и сумел бежать от похитителей. Заподозрив в нем лазутчика, Сеид приказывает схватить его, и тут незнакомец мгновенно преображается: под смиренным обличием странника скрывался воин в латах и с мечом, разящим наповал. Зал и подходы к нему в мгновение ока переполняются соратниками Конрада; закипает яростный бой:
Когда охватившее дворец пламя перекидывается на женскую половину, он сам выносит на руках из огня самую красивую из них — черноокую Гюльнар. Между тем ускользнувший от пиратского клинка в неразберихе побоища Сеид организует свою многочисленную Охрану в контратаку, и Конраду приходится вступить в неравное противоборство, и он едва живой попадает в плен. Кровожадный Сеид приказывает поместить его в тесный каземат. Героя тревожит лишь одна мысль, как Медора переживет его смерть. Он засыпает, а проснувшись, обнаруживает Гюльнар, которая тайком пробралась к нему и хочет спасти.
Песнь третью открывает картина Пиратского острова, где Конрада тщетно ждет Медора. К берегу причаливает лодка с остатками его отряда, приносящего страшную весть, их предводитель ранен и пленен, они единодушно решают любой ценой вызволить Конрада из плена.
Уговоры Гюльнар отсрочить мучительную казнь производят на Сеида неожиданное действие: он подозревает, что любимая невольница неравнодушна к пленнику и замышляет измену. Осыпая девушку угрозами, он выгоняет ее из покоев. Спустя трое суток Гюльнар еще раз проникает в темницу, где томится Конрад. Оскорбленная тираном, она предлагает узнику свободу и чтобы он заколол пашу в ночной тиши. Но Конрад не соглашается на подлое убийство.
Тогда Гюльнар сама свершила месть тирану и подкупила стражу; у побережья их ждет лодка и лодочник, чтобы доставить на остров. Герой растерян: в его душе — непримиримый конфликт. Волею обстоятельств он обязан жизнью влюбленной в него женщине, а сам — по-прежнему любит Медору.
На острове пираты радостно приветствуют вернувшегося к ним предводителя. Но в башне замка не светится лишь одно окно — окно Медоры. Терзаемый страшным предчувствием, он поднимается по лестнице… Медора мертва. Скорбь Конрада неизбывна. В уединении он оплакивает подругу, а затем исчезает без следа. Финал «Корсара» оставляет читателя наедине с ощущением не до конца разгаданной загадки, окружающей все существование главного героя.
Творчество Г. Байрона, жанры, идейный строй произведений. Анализ поэмы «Корсар»