Творчество Толстого
В дореволюционной историографии подлинные лица нередко выступали статистами, обряженными в те одежды, мерка и фасон которых зависели не от объективной действительности, а от мировоззренческой позиции автора. Художник социалистического реализма не просто реконструирует факты, занимательно и красочно повествуя о минувшем. Обогащенный глубоким знанием истории, А. Толстой воссоздает логику социальных закономерностей, постигает внутренний смысл происходящего. При этом автор «Петра Первого» далек как от иллюстрации известных положений, так и от произвольной трактовки явлений прошлого. Писатель не пренебрегает воссозданием случайного, всякий раз прозревая сквозь видимый хаос случайностей неумолимую диалектику совершающегося.
В трех книгах романа обилие действующих лиц — подлинных и вымышленных, — фабульных перипетий, передающих все основные социально-исторические тенденции эпохи.
Сложно-разветвленную сюжетную систему романа организуют три главные тематические линии. Во-первых, — это идея решительно обновляющегося и крепнущего вместе с «гением Петра» Государства российского. Во-вторых,- это тема колоссальных сословных, культурных, нравственных сдвигов в русском обществе, захвативших его сверху донизу. И, наконец, в-третьих, последовательно проведенный мотив судеб народных масс России, обостряющихся противоречий в стране. Бесконечные военные кампании и походы изнуряли государство. Но вести их приходилось не из-за барышей, не из-за престижных целей: на то была историческая необходимость.
А. Толстой следует за ходом истории, воссоздавая основные се вехи на рубеже 17 -18 вв. (стрелецкие мятежи, покорение Азова, строительство флота, основание новой столицы в устье Невы). Сюжетные ситуации покоряют читателя глубиной видения далекой эпохи, мастерством художественной детали.
Писатель умеет немногими словами изобразить картину знойного летнего полдня, передать настроения нерегулярного московского войска, лениво отзывавшегося на боярские подстрекательства. Военные эпизоды даны не в стиле парадной баталистики, официозного великолепия, а с позиций рядового участника боя. У идущих на штурм писатель как бы особо подмечает «широкие спины преображенцев, работавших штыками, как вилами, — по-мужицки». Этот демократический взгляд проявился и при изображении сцен стихийного народного протеста, глухого брожения среди тех, на чьи плечи легла вся тяжесть петровских реформ.
А. Толстой как художник социалистического реализма по-новому изобразил разворот классовой борьбы петровского времени.
Творчество Толстого