• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Учебник по литературе: что? как? зачем?

 

Учебник по литературе: что? как? зачем?

В этом году мы будем знакомить вас с материалами нового УМК по литературе под редакцией санкт-петербургского ученого, доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих, который готовится к печати издательством «Академия». Пособия для старших классов читателям уже известны: учебник для 10-го класса, фрагменты которого мы печатали в прошлом году, получил гриф Минобрнауки и должен вот-вот появиться в продаже; учебник для 11-го класса, с которым вы встретились на страницах предыдущего номера , проходит апробацию в школах ряда регионов.

А сейчас перед вами — начало цепочки. «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений» — таково официальное название книги, о которой идет речь. Этот учебник, выходящий вместе с учебной тетрадью, будет представлен в этом году в ФЭС.

Его авторы-составители — к. п. н., доцент Т. В. Рыжкова, к. ф. н., доцент М. С. Костюхина, к. ф. н. Г. Л. Вирина, к. п. н. И. Р. Николаева.

Печатаем в этом номере лишь небольшой фрагмент учебника, предваряя его пояснительной запиской ко всему курсу. В ней изложены важные методические принципы, принятые для себя авторами. В них много новых моментов, поразмышлять над которыми, как нам кажется, будет небезынтересно каждому учителю, работающему в среднем звене.

Учебно-методические комплекты по литературе для 5-9-х классов выстраивают знакомство ребенка с искусством слова в определенной логической последовательности, которая учитывала бы его возрастные и психологические особенности, интересы, жизненный опыт и специфику учебного предмета «Литература». Именно поэтому в основе построения курсов 5-8-х классов лежат Проблемно-тематический и литературоведческий принципы, которые авторы согласовали друг с другом, найдя для каждого класса круг нравственных тем и проблем, объединенных проблемой литературоведческой. В 9-м классе традиционно начинается изучение предмета на историко-литературной основе.

Учебник — книга не развлекательная, а серьезная, не для отдыха, а для труда, хотя это не мешает ей быть интересной. Но интерес должны вызывать сами факты, с которыми знакомится школьник, литературные явления и процессы, авторы художественных произведений. Поэтому авторы принципиально отказались от Внешней занимательности в изложении материала: от введения персонажей-помощников и толкователей; от игры в путешествие по литературной стране; от прямых и несколько фамильярных обращений к читателю; от многочисленных рубрик, содержание которых по существу оди­наково .

Дело в том, что школьник любого возраста не считает себя маленьким, не терпит заигрываний — ему больше импонирует обращение как к взрослому, уверенность собеседника в том, что он уже многое знает и понимает. Ребенку вообще интереснее что-то делать самому , чем читать о том, как это делают вымышленные авторами персонажи-помощники или маститые литературоведы.

Поэтому в учебниках 5-7-го класса Нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений . В учебниках 8-го и 9-го классов ученикам предлагается сравнить несколько интерпретаций, в том числе и словесных. Для анализа словесной интерпретации необходимы определенные умения и читательский опыт.

К этой деятельности школьники и готовятся в 5-7-х классах.

Отказались авторы и от включения в учебники 5-8-х классов многочисленных Биографических текстов, взятых в основном из научно-популярных книг или статей о писателях. Подобные фрагменты лишь создают видимость расширения культурных представлений ребенка, мнимый эффект занимательности, якобы стимулируют интерес к писателю и его творчеству. Ребенок-читатель идет к писателю от его произведений, а не наоборот. Сам по себе писатель — незнакомый человек — пока ему не интересен, и в этом нет ничего страшного. Пробудить интерес к писателю можно лишь при глубоком осмыслении его произведений.

Эту задачу и решает учебник.

В комплект для каждого класса, который получает ребенок, входят учебник и учебная тетрадь. В учебниках-хрестоматиях, в отличие от учебников, представлены тексты произведений .

И в учебниках-хрестоматиях, и в учебниках есть разные виды текстов:

1) статьи, помогающие организовать детское Восприятие учебной темы, раздела и изучаемого произведения;

2) статьи, направленные на расширение, а затем и углубление Теоретико-литературных представлений школьников, что в свою очередь помогает им полноценно воспринять не только изучаемые произведения, но и тексты, прочитанные самостоятельно;

3) статьи Общекультурного содержания, которые устанавливают связи между литературой и другими видами искусства, литературой и историей, бытом людей, расширяя культурные представления ребенка ;

4) статьи, организующие Творческую деятельность ребенка, помогающие ему выполнить творческие задания — написать отзыв, сочинение, рассказ и т. п. ;

5) Вопросы и задания к изучаемым произведениям, которые помогают учителю выстроить урок, активизируя все сферы читательского восприятия, целостно проанализировать художественный текст, а ученикам — создать интерпретацию художественных образов и всего произведения;

6) задания и рекомендации, организующие Самостоятельную литературную, как читательскую, так и творческую деятельность учеников.

В учебниках представлен богатый иллюстративный материал: это прежде всего иллюстрации художников к изучаемым произведениям и вопросы, которые организуют работу с иллюстрацией. Помимо иллюстраций, в учебниках помещаются портреты писателей, фотографии культурных объектов и памятников, репродукции полотен известных художников, связанных с изучаемыми произведениями тематически, сопровождаемые вопросами и заданиями. Они не только расширяют культурные представления школьников, но и помогают уловить специфику языка разных видов искусства.

Учебник и учебная тетрадь создаются авторами одновременно как единый комплект, организующий учебную деятельность школьников.

Еще одной особенностью учебно-методических комплектов для 5-9-х классов является разработанный до деталей Методический аппарат : в программе перечислены разнообразные виды аналитической, творческой, проектной деятельности школьников, в ходе которой может происходить осмысление художественного произведения и обучение интерпретированию. Обозначенные элементы культурного пространства подсказывают учителю возможные ходы по сопоставлению произведений разных видов искусства. После текстов произведений идут вопросы и задания, организующие полноценный анализ произведения с учетом требований программы, целей культурного и литературного развития ребенка и достижений современной методики.

Таким образом, Учебник уже содержит в себе ядро урока — этап анализ текста. Вопросы даны в системе: от выявления впечатлений учеников, их эмоциональных реакций, отношения к прочитанному и его оценки — к осмыслению отдельных элементов текста и их роли в произведении, а затем и к смыслу целого. Чередование вопросов, нацеленных на осмысление содержания и на осмысление художественной формы, принципиально, так как обращение к форме необходимо не само по себе, не для закрепления теоретических сведений, а для прояснения плана содержания.

Учитель может отказаться от сложных, на его взгляд, для класса вопросов и заданий и провести анализ текста на доступном ученикам уровне. Учебник, предлагая развернутую систему вопросов и заданий, не обращается, как это может показаться на первый взгляд, только к сильным, литературно развитым ученикам, напротив, он предоставляет возможность дифференцировать обучение в одном и том же классе : каждому ученику может быть дано задание по его силам.

В учебнике для каждого класса детям предлагается принять участие в ряде проектов, которые осуществляются после уроков как коллективная творческая деятельность учеников под руководством учителя . Проекты в учебнике аннотированы, для того чтобы ребенок выбирал для себя вид деятельности осознанно.

Тема «Мой Дом — мой мир»
Фрагмент

Жизнь любого человека начинается с дома. Какое счастье, если только что родившегося человечка ждут в этом мире — родители, родственники; если у него есть кров над головой. И трудно себе представить, что может быть по-другому.

Человек вырастает похожим на окружающих его с первых дней людей, он усваивает их речь, привычки, нормы поведения. Ему начинает нравиться то, что он чаще всего видит и слышит. А ведь все это и есть дом: люди, вещи, которые нас окружают; обычаи, которым мы следуем.

У дома, как и у человека, есть лицо. И нет похожих домов: каждый несет на себе отпечаток образа своего хозяина.

С дома для человека начинается знакомство с миром. Не случайно в фольклоре так много пословиц, загадок, поговорок, связанных с образом дома. И в них уже запечатлен опыт народа, его отношение к дому, семье, миру. «Мой дом — моя крепость», — считают англичане. «В чужой монастырь со своим уставом не лезут», — предупреждают русские.

Вопросы и задания

1. Найдите пословицы разных народов о доме и семье. Одинаково ли представление о доме у разных народов?

2. Родной дом часто образно называют родным очагом. Подумайте, почему.

3. Воспользовавшись словарем синонимов, установите, какие еще слова и выражения существуют в русском языке для называния родного дома. Чем отличаются друг от друга их значения?

Первая тема вашего учебника была посвящена фольклору, теперь вы будете читать литературные произведения. В отличие от фольклорных, у каждого из них есть автор. По названию новой темы вы уже догадались, что речь в ней пойдет о человеке и его доме.

Образ дома мы можем встретить почти в каждом литературном произведении. Но мы поведем речь не просто о строении, здании, в котором обитают люди, а именно о родном доме. Читая стихотворения и рассказы, задумайтесь, как в этих произведениях проявляется авторское отношение к родному очагу.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов родился в солнечном южном городе Таганроге, известном в то время лишь тем, что там в 1825 году скончался российский император Александр I.

О своем детстве Чехов написал очень мало, об этом периоде жизни писателя мы можем узнать из воспоминаний его родных и современников. Вот как рассказывает об этом родной брат Антона Павловича Александр.

«Антоша — ученик 1-го класса таганрогской гимназии — недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Придется просидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже подходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар.

Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его — серо-синие от холода.

— Тово… — говорит Павел Егорович, — я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.

— В лавке холодно, — возражает он, — а я и так озяб, пока шел из гимназии.

— Ничего… Оденься хорошенько — и не будет холодно.

— На завтра уроков много…

— Уроки выучишь в лавке… Ступай да смотри там хорошенько… Скорее!..

Не копайся!..

Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и с досадою тычет безо всякой надобности пером в чернильницу. Кончик пера натыкается на лед: чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три

Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю жизнь. Ребенком он был несчастный человек.

В его произведениях внимательному читателю бросается в глаза одна не особенно заметная с первого взгляда черта: все выведенные им Дети — существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Большинство чеховских детей нарисовано автором так, что читателю, познакомившимся с ними, невольно делается как-то жаль их и грустно.

Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое».

В этом разделе вы познакомитесь с рассказом Антона Павловича Чехова » Гриша», не предназначенным специально для детского чтения, но главным его героем является мальчик двух с небольшим лет, впервые вышедший из родного дома. А. П. Чехов строит свой рассказ так, что мы видим мир и глазами маленького Гриши, и глазами взрослого человека — автора-повествователя.

Вопросы и задания

1. Читая рассказ, подумайте, что заинтересовало писателя в изображенной им ситуации.

2. Александр Павлович Чехов считал, что образы детей в рассказах брата вызывают жалость и грусть. Справедливо ли это утверждение по отношению к рассказу «Гриша»? Обоснуйте свое мнение.

Вопросы и задания после текста рассказа

1. Как вам показалось, это смешной рассказ? Обоснуйте свое мнение.

2. Есть ли в рассказе моменты, вызвавшие у вас грусть, печаль, тревогу? Что заставило вас испытать эти чувства?

3. Какие события происходят в рассказе? Выделите в нем элементы фабулы.

4. Как и почему изменится выше восприятие, если вы познакомитесь только с его фабулой?

5. Кто является повествователем в этом рассказе? Почему?

6. Выделите в рассказе фрагменты текста, в котором мир изображен с точки зрения автора, и те, в которых мы видим его с точки зрения Гриши. Есть ли другие точки зрения в рассказе?

7. Как Чехов создает образ мира ребенка, не покидавшего дома? Для ответа выделите в тексте детали этого мира. Что они значат для взрослых, что — для Гриши?

8. Как ребенок воспринимает окружающих его людей? Какие художественные средства вам это подсказали?

9. Что знает Гриша о мире? Чем его восприятие мира отличается от вашего?

10. Каким предстал новый мир для Гриши? Какие чувства он у него вызывает? Как автор передает чувства ребенка?

11. Посмотрите на прогулку Гриши с точки зрения няньки и расскажите об этом от ее лица. Что изменилось в рассказе по сравнению с чеховским изложением?

12. Почему Чехов пишет, что Гриша рассказывает о прогулке «маме, стенам и кровати»?

13. Попробуйте показать лицом и жестами рассказ Гриши о его прогулке.

14. Почему автор и Мама Гриши по-разному объясняют причины его болезни?

15. Как нужно прочитать последнее предложение? Какое авторское чувство выражено в этой фразе?

16. Одинаково ли отношение автора к Грише и к взрослым персонажам? Что помогло вам это понять?

17. Что же привлекло внимание А. П. Чехова к такому заурядному событию, как первая Прогулка ребенка?

18. Создайте устные иллюстрации к этому рассказу.



Учебник по литературе: что? как? зачем?

Другие сочинения по теме:

  1. Учебник литературы для 8 класса. В. Я. Коровина, И. С. Збарский ВВЕДЕНИЕ Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса продолжает серию учебников-хрестоматий, разработанных по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Каждый из...
  2. Учебник. Сочинение-сказка Жил-был учебник по украинской литературе. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему учились разные ученики. Те, которые были...
  3. Мой друг — учебник У каждого человека в жизни есть хотя бы один друг. Друг — это тот, кто никогда не оставит в беде,...
  4. Зачем тревожился-сочинял? Когда-то Виктор Шкловский объяснял, почему трудно написать комедию: прежде чем ее увидит зритель, надо рассмешить десять инстанций. Учебники трудно писать...
  5. Учебник стихосложения Примеры стихотворных размеров Ямб : трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам...
  6. Зачем надо развивать скорость чтения Зачем надо добиваться высокой скорости чтения? Если ребенок читает медленно, значит, он еще не ясно представляет себе смысл прочитанного. Ему...
  7. Секреты мотивации: зачем учиться? Педагоги отмечают, что у современных детей большие проблемы с мотивацией. «Какие книжки? Какие задачки? У ребенка детство — так пусть...
  8. Зачем детям Интернет? Приходя вечером с работы и видя свое сонное чадо с искрящимися глазами возле ноутбука, мы задаем себе один и о...
  9. Зачем мне жизнь дана? Каждому из нас жизнь дают родители. Их побуждают к этому самые разные причины. Одни желают иметь опору в старости, другие...
  10. Школьная истоия:зачем и чему мы учим наших детей? Школьная история: зачем и чему мы учим наших детей? «История не учительница, а надзирательница, Magistra vitae: она ничему не учит,...
  11. Зачем нам нужен экзамен? В период подготовки к форуму словесников, прошедшему в начале ноября в Москве, стало ясно, насколько же остра проблема выпускного экзамена...
  12. Сочинение Зачем нужны орфографические правила рассуждение Орфография — раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические...
  13. Зачем живет человек? Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им...
  14. Система практических работ по литературе В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид — практические работы — родился именно в процессе...
  15. Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый — с начала 90-х годов до...
  16. Зачем человек читает? Сочинение размышление После уроков МЫ с одноклассником Ильей вышли со школы вместе. — Сейчас пообедаю, — сказал Илья, — и засяду за...
  17. Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова...
  18. Зачем оно, гуманитарное образование? Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто ей. Это означало бы, что не все в нем...
  19. Зачем жить? Зачем жить? У каждого человека свой смысл жизни. Наверное все мы здесь для чего-то. Кто-то видит целью жизни достижение определенных...
  20. Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? Начнем с определения понятия, речевой этикет — это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в употреблении слов...
« Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд»
Нравственная проблематика повести М. Булгакова «Собачье сердце» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения