Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях
Цель: Показать, что настоящий человек и патриот сумел сохранить у себя человеческое достоинство в испытаниях; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение давать оценку событиям и фактам.
Оборудование: Портрет писателя, видеоматериал (кадры художественного фильма «Судьба человека» с С. Бондарчуком в главной роли).
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Использование приема «Да — нет».
Герой рассказа Шолохова до войны жил счастливо и безбедно, потому что занимал хорошую должность и был обеспеченным человеком. На второй день войны, получив повестку в военкомат, он сразу отправился на фронт. Отправляясь на фронт, солдат проводил семью в эвакуацию. Город, еще они жили, был оккупирован фашистами. Войну герой начал по своей гражданской специальности — шофером. Он часто писал домой письма, еще рассказывал о скорой победе и своих подвигах. Три года герой провоевал без единой царапины. Он попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го года. Герой рассказывал в войне как о чем-то необыкновенном.
2. Вопросы на внимание и оценку ситуации.
Как зовут главного героя рассказа? Где и когда мы впервые услышали его имя? Почему он сразу не представился собеседнику? Почему в своем рассказе о военных событиях он подробно передает даже диалоги? (Этим подчеркивается подлинный драматизм событий).
3. Проверка домашнего задания (выписки в таблицу).
Опасные ситуации Умение сохранить у себя человеческое | |
Два ранения | В письмах с фронта: «Все в порядке!» («На то ты мужчина и солдат, чтобы все снести») |
Срочный рейс со снарядами под бомбежкой | «Сам на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прилипала» «Я должен проскочить, и баста!» |
Взрыв, контузия, окружение. Встреча с фашистскими автоматчиками. Забрали сапоги | «Снял портянки, протягиваю ему» |
Колонна пленных, не мог быстро идти | «Наши подхватили меня на лету, за-толкали в середину и с полчаса вели под руки» |
В храме взаперти | Встреча с доктором, который помогал раненым |
Опасные ситуации | Умение сохранить у себя человеческое |
Подслушанный разговор о задуман-ном предательстве взводного | Убийство предателя |
Побег травля | «Били за то, что ты — русский…не так взглянешь, не так ступишь…» |
Учитель. Воевал ли Андрей Соколов на переднем фронте войны? Принимал ли он участие в особо опасных операциях?
Можно ли сказать, что его положение на войне было легким?
4. Сопоставление текста рассказа с кадрами фильма: удачно ли сняты эти эпизоды, можно ли сразу узнать героя и события?
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Чтение фрагмента рассказа от «В начале сентября…» до «Однако поделили без обиды».
2. Продолжение работы над таблицей
Лагерь Б-14 «Вот 142 человек нашего эшелона через 2 месяца осталось нас 57» | «Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометр за глаза хватит» |
Вызов к коменданту | «И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату» |
«Я же голодный, как Волк, отвык от челове-ческой пищи» | «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» |
Ожидание расстрела | «За свою погибель и избавление от мучений я выпью»; «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и от голода пропадаю, но давится их подачей не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили»; «Всем поровну» |
Учитель. Даже, если бы больше не было в военной жизни Андрея Соколова никаких событий, можно ли, глядя на эти эпизоды, назвать его патриотом, настоящим человеком?.. Можно ли сказать, что герой — лишь тот, кто на переднем крае, на виде во всех, в выдающемся, известном сражении совершает подвиг?..
III. Чтение молча с подготовкой пересказа эпизода.
І вариант.
От слов «Возил я на «Опель-Адмирале»» до «Прошу меня зачислить в стрелковую часть».
II Вариант.
От слов «На третьей неделе получил письмо» до «Значит, я два года с мертвецами разговаривал?»
III Вариант.
От слов «Но месяца через три и мне блеснула радость» до «И будто во мне все оборвалось».
IV. Подведение Итогов
урока (С Использованием
приема «Свободный
Микрофон»).
Почему мы научили на уроке? Что узнали нового? Что поразило, удивило в рассказе?
V. ДОмашнее задание.
Дочитать рассказ до конца;
А) при помощи которых Андрей Соколов описывает Ванюшу;
Б) Какие определяют принятие решение Соколова;
В) Какие показывают, что Андрею стало легче на душе.
Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях