Урок физики на тему «Равновесие тел»
Сценарий учебного занятия
Тема: Равновесие тел.
Ум заключается не только в знании,
Но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Цель: Изучение условий равновесия тел.
Задачи:
Учебные : Изучить первое условие равновесия, виды равновесия . Выяснить, при каких условиях тела более устойчивы.
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к физике. Развитие навыков сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные : Воспитывать внимание, умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: проектор, пирамида, призмы, штатив с муфтой и лапкой, «неваляшка», листы самооценки, описания практической работы, спичечные коробки, транспортиры, мелкие дробинки.
План проведения занятия:
1. Мотивация, целеполагание;
2. Проверка домашнего задания;
3. Изучение нового материала;
4. Подведение итогов, домашнее задание.
1 . Мотивация, целеполагание
Приветствие прошу произвести, стоя на одной ноге.
Что вам пришлось сделать, чтобы не упасть?
Тема урока : Равновесие тел. Слайд 1.
Если тело покоится относительно ИСО, то говорят, что оно находится в равновесии.
На предыдущем занятии мы начали работу над проектом «Равновесие тел».
Поэтому цель урока: Изучение условий равновесия тел. Слайд 2.
Вы получили опережающие задания, попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе урока.
Формулируют учащиеся
— Изучить условия равновесия тел;
— Познакомиться с видами равновесия;
— Рассмотреть практическое применение и учет условий равновесия.
2. Проверка домашнего задания
Оценим исходный уровень ваших знаний о равновесии.
Перед вами лист самооценки. Подпишите фамилию. Найдите тест № 1.
Проводим самооценку работы. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Подсчитайте количество баллов и, в соответствии с критериями, оцените свою работу. Слайд 6.
3. Изучение нового материала
Раздел физики, изучающий равновесие тел, называют СТАТИКА. Найдите в учебнике и запишите определение этого понятия. Слайд 7.
Виды равновесия рассмотрел …
Объяснение сопровождается наглядной демонстрацией видов равновесия + слайды 8-10 презентации.
Учащимся класса з Аписать определения видов равновесия
При каких условиях тело движется равномерно и прямолинейно ?
Из курса физики 7 класса вам известно понятие рычаг. Что называют рычагом, и при каких условиях он находится в равновесии?
Рассмотрим первое условия равновесия абсолютно твердых тел.
Вывод первого условия равновесия подготовил …Слайд 11.
Учащимся класса з Аписать формулировку первого условия равновесия
Для дальнейшего изучения условий равновесия тел необходимо еще одно понятие — Центр тяжести. Слайд 12.
«Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка — такая, что если за нее мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение». Архимед.
Используя оборудование на ваших столах, проведите исследование условий устойчивости тела.
Сформулируйте выводы о зависимости устойчивости от угла наклона и расположении центра тяжести тела при данной площади опоры. Кроме того, укажите практическое значение расположения центра тяжести.
Ученики С. и Д. провели собственное исследование устойчивости тел при помощи наклонной призмы . Слайд 13.
Одним из примеров сохранения устойчивости тел является известное архитектурное сооружение Пизанская башня . Слайд 14.
Вы немного устали? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание ученикам: сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90&;;#61616;. Не наклоняя корпус вперед и не двигая ноги под стул, попробовать встать.
Вопрос ученикам: Почему не удается встать? .
Теперь задания группам: 1 вариант — попробуйте встать со стула наклоняясь вперед, 2 вариант — широко расставив ноги. Сделайте соответствующие выводы. Учащиеся делают выводы о том, что для того чтобы встать необходимо, чтобы отвесная линия пересекала площадь опоры человека.
А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела.
Выступление учащихся. Слайды 15,16.
Значение равновесия для жизнедеятельности человека рассмотрел … Слайды 17, 18.
Наш урок подходит к концу.
Оцените вашу деятельность на занятии. Удалось ли нам решить поставленные задачи? Припоминаем их .
— Изучили условия равновесия тел;
— Познакомились с видами равновесия;
— Рассмотрели практическое применение и учет условий равновесия.
В листе самооценке прошу отметить уровень достижения результатов по предложенной шкале.
Домашнее задание к следующему уроку слайды 19 — 21:
§§ 52, 53, задачи №№ 1- 4 на школьном сайте в «кабинете физики» для 10 класса, Равновесие тел.
Приложение 1 Практическая работа
Тема: Определение условий устойчивости тел.
Цель работы: Изучить зависимость устойчивости от угла наклона для небольшого тела правильной формы.
Оборудование: Спичечный коробок
Несколько монет
Транспортир.
Ход работы: Определить угол устойчивости спичечной коробки для следующих случаев: а) когда она опирается на узкую короткую грань; б) когда она опирается на узкую длинную грань; в) когда она опирается на широкую грань.
Приставить к концу пустой коробки центр транспортира и отметить наибольший угол, при котором она еще возвращается в первоначальное положение равновесия. Положив в коробку груз , проделывают то же самое измерение.
Записать результаты измерений в таблицу, обосновывать причины различия в углах устойчивости во всех шести случаях:
Пустая коробка | Коробка с грузом | |||
Узкая короткая | Узкая длинная | Узкая короткая | Узкая длинная | Широкая |
Угол устойчивости | ||||
Вывод: | ||||
Практическое применение: |
Приложение 2 Лист самооценки
________________________________
Тест № 1 «основные понятия»
Ответ | Проверка | Балл | Критерии оценки: 5 баллов — «5» отлично 4 балла — «4» хорошо 3 балла — «3» удовлетворительно 2 балла и менее — «2» неудовлетворительно |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
СУММА |
ОЦЕНКА |
Самооценка деятельности на уроке:
Критерии оценки: «2» — оптимально «1» — частично «0» — качество отсутствует |
1. Знаю первое условие равновесия тел |
2. Умею определять виды равновесия окружающих тел |
3. Могу оценить состояние равновесия, применить полученные знания на практике |
Сумма баллов |
Назарова Наталья Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Черемухово Североуральский городской округ
Урок физики на тему «Равновесие тел»