Урок. Грамотный — знающий и все умеющий
Цель: уточнить и расширить представление учеников о значении знаний в жизни человека; обсудить правила для учеников; развивать чувство ответственности; воспитывать у детей желания придерживаться правил для учеников. Оборудование: плакат с пословицами, текст украинской народной сказки «Умная девочка», загадки. Ход урока I. Проверка знаний учеников Беседа.
-Как называется наше государство? — Кто живет в Украине? — Как единым словом можно назвать всех жителей нашего государства? — Каких выдающихся украинцев вы знаете?
Чем они прославили нашу страну? II. Сообщение темы занятия Чтение стиха Анатолия Костецкого. Спроси у отца или у мамы, Какие профессии у них. Профессий в мире есть немало, Сполна их хватит на всех.
И есть одна среди профессий, Которой учат все в жизни, Которая для каждого первейшая, Которой будете учиться вы. Учитель, врач или геолог, Писатель, слесарь или шахтер — Все называют главной Одну профессию — школьник! Так как всем известно, что без школы, Без знаний, которые тебе необходимо там получить, Не станешь в жизни никогда Тем, кем в детстве мечтаешь быть. — Какие профессии упоминаются в стихе? — Какую профессию называют главной? — Какое основное занятие каждого школьника? — Сегодня на уроке мы поговорим с вами о значении знаний в жизни человека.
III. Изучение нового материала 1. Прослушивание и обсуждение украинской народной сказки «Умная девочка». Было двое братьев: один бедный, а второй богатый. Пожалел богатый брат бедного и подарил ему корову Через какое-то время передумал и велел бедному вернкть корову.
Бедный сказал, что не отдаст, так как дети уже привыкли к молоку. Богач повел бедного к господину, чтобы тот их рассудил. Господин говорит: — Кто скажет, что самое сладкое в мире, того корова. Богач принес господину мед. А бедный передал слова своей дочери: «Самое сладкое в мире — сон».
Господин согласился со словами умной девочки и говорит бедняку: — Вот тебе пятнадцать яиц, я хочу, чтобы назавтра твоя умница их высидела и принесла цыплят, тогда уже корова твоя. Девочка яйца взяла, зажарила, а отцу говорит: — Иди к господину и скажи, что цыплята будут, но пусть он сегодня поле обработает, посеет просо, завтра скосит, вымолотит, сделает пшено, чтобы цыплята имели что есть. Господин признал, что ему не победить такую умную девочку, и отдал корову бедному брату. 2. Чтение пословиц и поговорок, записанных на плакате. — Голова без ума, как фонарик без свечки. — Ученому — мир, неученому — тьма. — Человек без ума, как мельница без воды. — Чему Ивась не научится, того Иван не будет знать. 3. Рассказ учителя. — У северных народов есть простое и мудрое высказывание: «Если подарить человеку одну рыбину, он будет сытый один день. Если подарить две, будет сытый два дня. Если же научить человека ловить рыбу, он будет сытый всю жизнь». Так и в обучении: полезно много знать, а еще полезнее самому приобретать знания, закаливать свою волю, преодолевать леность. Послушайте советы, как настроить себя на работу на уроке. — На перерыве необходимо подготовиться к следующему уроку. — Подбери все, что необходимо для работы. — На парте не должно быть ничего лишнего. — Все предметы необходимо разместить на обычных местах. 4. Игра-соревнование «Кто быстрее подготовится к урокам языка (чтения, математики)». Учитель ставит задачу: «Подготовьтесь к уроку чтения». Ученики быстро достают из портфеля все необходимое. Побеждает тот, кто быстро все положил на парту. 5. Повторение правил для учеников. — Ученик должен не только успешно учиться, он должен еще и выполнять правила, установленные для ученика. Ученики читают с доски стихи, имитируя движения. Заходит учитель — нужно встать. Как он тебе разрешит — сядь. Спросить хочешь — не греми, А только руку поднимай. В школе парту береги И на парте не пиши. Чтобы урок прошел не напрасно, Нужно сесть ровно, хорошо. И не стрекочи на уроках, Как попугай или сорока. IV. Закрепление изученного материала 1. Обсуждение и решение ситуаций, помещенных в учебнике «Я и Украина» (С 8-9). 2. Умственная гимнастика. Отгадывание загадок. — Учит читать и считать, И писать, и петь Всех детей вокруг Наша дорогая… (школа). — Вот к классу всех созывает Голосистый наш звонок, И мы радушно спешим Не в садок, а на… (урок). — Он нам, как мама, дорогой, Он хочет нас научить Любить край замечательный свой. Это мудрый наш… (Учитель). V. Итог занятия — Послушайте стих Ю. Федьковича, запомните пожелания, высказанные в стихе, и старайтесь выполнять их в своей учебной деятельности. Учитесь, дети дорогие, читайте, думайте, Как и пчелка медок из цветка, ум собирайте. Так как у мудрого и на камнях пшеница уродит, А дураку не уродит ничто и в огороде. Так как у мудрого и крапива идет на обиход, А у дурака и пшеница обернется в убыток. VI. Домашняя задача 1) Обработать учебник. 2) Подобрать пословицы и поговорки об обучении, знании, уме. 3) По желанию взять небольшое интервью у родителей о том, как и где они учились.
Урок. Грамотный — знающий и все умеющий