Урок ИЗО для 5 класса на тему «Столица искусств Древней Эллады»
Урок ИЗО для 5 класса на тему «Столица искусств Древней Эллады»
Пасечник Елена Аркадьевна,
Учитель истории, МБОУ «СОШ№ 6»
Г. Братска, Иркутской обл.
«В подлинной культуре ничего не умирает…
Будущее — это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей».
Ю. М. Лотман
Цели урока:
Показать, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства;
Показать, что древние эллины строили большое количество разнообразных общественных сооружений, художественное назначение которых состояло в том, чтобы украсить Афины и прославить ее;
Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения культурными ценностями, созданных древними афинянами;
Закрепить ранее полученные знания по выполнению фигуры человека в движении, изображая его либо на красном, либо на черном фоне;
Поддерживать и развивать у учащихся веру в свои силы и возможности, создавать атмосферу сотрудничества при выполнении заданий.
Новые понятия: Вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы, портик, фронтон, Керамик, Акрополь, Парфенон.
Оснащение: 1. Видео-план урока
2. Видео «Греция»,
3. Текст инсценировки «Спор богини Афины с Посейдоном»
4. Презентации: Экскурсия по Акрополю
Музыка афинских мастеров
5. Тесты
6. Рабочие листы для ответов на вопросы тестов
7. Трафареты и муляжи ваз с эскизами на мотивы древнегреческих мифов
8. Кисти, краски
План урока: 1. Организационный момент. Определение задач урока
2. Акрополь
3. Парфенон
4. Керамик.
5. Вазопись.
6. Раскрашивание трафаретов ваз. Выставка лучших работ.
7. Подведение итогов.
1. Тема нашего разговора, по — прежнему, — культура древней Греции. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала высказывание Ю М Лотмана, который говорил: » В подлинной культуре ничего не умирает…»
И нам предстоит в этом убедиться.
А сейчас мы отправляемся на машине времени в необыкновенное путешествие! Пункт назначения — один из древнейших городов мира Афины! Наши гиды познакомят нас удивительными сооружениями, великолепие которых поражает воображение тех, кто посещает столицу Греции.
Древние эллины очень любили свой город. Они даже сложили такую пословицу: «Ты чурбан, если не видел Афины! Если же видел их и не восторгался ими, то ты — осел! А если добровольно покинул их, ты — верблюд!»
Давайте предположим, что имели в виду греки, когда так говорили и выдвинем гипотезы, которые нам предстоит по окончанию урока решить. .
Итак, счастливого пути к берегам седой Эллады! Новых вам интересных открытий!
Просмотр клипа «Греция»
2. Мы прибыли в столицу Древней Аттики. Идем отдохнуть от трудного перелета в театр.
Инсценировка » Спор богини Афины с Посейдоном».
Вопрос: Почему Афина стала покровительницей столицы Аттики?
Задание 1. Ответьте на вопросы теста1.
3. Символом Древней Греции является афинский Акрополь. На вершине этого 155-метрового холма в был построен царский дворец, обнесенный 4,5 метровой стеной.
Сооружения, которые сохранились до наших дней построены в V веке до н. э.
Первую экскурсию по Акрополю проведет Надежда.
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
В сетке легких синих теней,
И за грудами камений
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступки гор
В рыже-огненный узор…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Реет пламенем над ней он
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон.
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветки кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
1900г. Афины. Максимилиан Волошин
Беседа по
4. Жемчужиной Акрополя является Парфенон. Этот храм посвящен богине Афине. Парфенон, построен архитекторами Иктином и Калликратом, в плане представлял собой прямоугольник, окруженный сорока шестью колоннами.
Венчался он двускатной крышей называемой Фронтоном.
А экскурсию по нему будут проводить Эля и Богдан.
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилей,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Д. С. Мережковский.
Заключение после краткой беседы.
Парфенон и сегодня называют «гимном Древней Греции» и «красотой простоты»
«Так возник храм, — пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, — выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя».
Задание 2. Ответы на вопросы второго тура.
5. Наше путешествие подходит к концу. Пора собираться домой. Какой же привезти сувенир на память об этом увлекательном путешествии?!
Конечно же, лучшего, чем знаменитая афинская ваза ничего не найдешь!
Вопросы командам. Правильный ответ вознаграждается жетоном.
Где ее можно приобрести?
Кто ее изготавливает?
Как называется вид деятельности Гончаров?
Как называется материал из которого делают вазы?
Как называется рабочее место гончара?
Как называется район Афин, где трудятся гончары!
Этот афинский район и приглашают нас посетить Настя и ее Мама.
Презентация «Керамик — район мастеров»
Слайды 12-17 сопровождаются чтением стихотворения «Античные вазы» Валерия Брюсова.
Античные вазы
Они пленительны и нежны,
Они изысканно — небрежны,
То гармонически — размерны,
То соблазнительно — неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо — нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, все — живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира — немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
1916 -1917 гг.
6. Урок продолжает учитель ИЗО, который рассказывает о различных сосудах и показывает муляжи греческих ваз, останавливает внимание на выполнение чернофигурных и краснофигурных сосудах.
Выполнение практической работы. Ученики раскрашивают заранее подготовленные рисунки на аппликациях на темы греческих Мифов.
Лучшие работы группа представляет на конкурс.
Из всех конкурсных работ, что прикреплены на доске выбирают лучшие. Ученики, обосновывая, отбирают работы. Команды получают соответствующие баллы.
Пора подводить итог нашего путешествия:
Обсуждаем вопросы гипотезы.
Вывод: Город, увенчанный фиалками
Который должен был воспет в песне…
Твердыня эллинов Афины.
Пиндар V в. до н. э.
Каковы же были греческие представления о красоте?
Изменились ли данные представления сегодня?
Какие гражданские чувства могли воспитывать в греках выдающиеся произведения искусства?
Современные архитекторы используют элементы греческого градостроительства?
Прав ли был Ю. М. Лотман в свом высказывании?
Урок ИЗО для 5 класса на тему «Столица искусств Древней Эллады»