Урок мифологии в 3-4 классах по теме: «»Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве «
«Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве
.
Урок мифологии в 3-м классе семилетнего срока обучения ДШИ, в 4-м классе СОШ.
Кузнецова Татьяна Викторовна, преподаватель музыкально-теоретических
И эстетических дисциплин МОУДОД «ДШИ №17», учитель музыки
И мифологии МОУ «СОШ №9» г. Саратова.
Цель урока
Сформировать базовые знания, умения, навыки, необходимые в дальнейшем изучении предметов культурологического, теоретического и музыкально-эстетического направлений.
Пробудить у учащихся устойчивую потребность общения с произведениями мирового культурно-исторического наследия.
Активизировать пути развития памяти, навыков устной речи, логического, ассоциативного и образного мышления.
Сформировать представление о вневременных духовных, моральных, нравственных принципах человеческих отношений.
Задачи урока
Обучающая:
— на основании знания сюжета библейского мифа показать многообразие
Его отражения в искусстве ;
— учить умению слышать, понимать, анализировать произведения искусства, находить эмоционально-образные параллели между ними, делать логические обобщения и выводы;
— с максимальной эффективностью использовать различные типы мышления;
Развивающая:
— расширять кругозор учащихся средствами искусства ;
— формировать гибкое мышление, способность анализировать, делать выводы, обобщать;
— побуждать учащихся к активной познавательной деятельности;
— раскрывать творческие способности каждого учащегося.
Воспитывающая:
— формировать средствами искусства морально-нравственные качества ;
— воспитывать эстетический вкус учащихся.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-погружение.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, фасилитированная дискуссия.
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт. Реквием. VII ч. «Lacrymosa».
Т. Альбинони — Р. Джацотто. Адажио g-moll для органа и струнных.
И. С. Бах. «Страсти по Матфею». № 47 Ария альта «Сжалься».
Литературный материал:
Б. Пастернак. Дурные дни. Стихотворение из романа «Доктор Живаго».
В. Набоков. Тайная вечеря. Стихотворение.
Изобразительный материал :
Рисунки учащихся.
Карточки с вопросами и ответами.
И. Айвазовский. Хождение по водам.
П. Рубенс. Пир в доме Симона фарисея.
Г. Доре. Въезд в Иерусалим.
Неизвестный французский автор. Въезд Христа в Иерусалим.
А. Федосеев. Въезд Христа в Иерусалим.
Г. Доре. Лепта вдовы.
П. Орренто. Въезд Христа в Иерусалим.
Н. Ге. Голова Иуды.
Г. Доре. Тайная вечеря.
Ю. Ш. фон Карольсфельд. Омовение ног.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
С. Ушаков. Тайная вечеря. Икона.
Н. Ге. Тайная вечеря.
Оборудование:
Мультивидийная установка, презентация; музыкальный центр, CD-диск; доска ; раздаточный материал ; тетради, учебник. Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация.
Преподаватель: Ребята! Сегодня на нашем уроке мифологии тесно соединятся, переплетутся библейские Мифы и искусство. Вы знаете, что мифы — это самый древний пласт человеческой мысли.
Древние люди с их помощью пытались понять и объяснить окружающий мир и самих себя в этом мире. С давних времен мифы и искусство развивались параллельно, рука об руку друг с другом. Библейские мифы — величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Почему к ним обращались и будут обращаться во все времена художники, музыканты, поэты и просто обычные люди разных стран и народов?
На этот вопрос вы ответите сами в конце урока.
III. Обобщение пройденного материала.
Слайд 2: «Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпенье,
Любви и мольбе». А. С. Хомяков
Итак, мы неумолимо приближаемся к самому трагическому этапу земной жизни Иисуса Христа — его аресту, казни , смерти, Воскресению и Вознесению.
На прошлых уроках мы говорили о предшествующих событиях — чудесном преображении Иисуса, его помазании и въезде в Иерусалим и о чуде, сотворенном Христом
Со смоковницей. Вы рисовали на рисунках зеленую засохшую смоковницу.
Слайд 3: Смоковница зеленая и засохшая .
Преподаватель: Я просила вас узнать, что это за дерево Ответы учащихся.
Слайды 4 — 6: Рисунки смоковницы .
Комментарии, обсуждение, ответы на вопросы.
Преподаватель: — Где Иисус увидел смоковницу?
— Какая она была?
— Что Иисус сделал со смоковницей?
— Что помогло ему в один миг совершить это чудо?
— Вспомните, кого чуть не погубило неверие, сомнение?
Слайд 7: И. Айвазовский. Хождение по водам.
— Что изображено на этой картине?
— Почему Художник обратился к этому сюжету? Какие человеческие чувства, переживания его привлекли?
Слайд 8: П. Рубенс. Пир в доме Симона фарисея.
— Что изображено на картине?
— Почему художник обратился к этому библейскому сюжету? Что его здесь привлекло?
Преподаватель: — Вспомним еще одно помазание. Где это произошло?
Работаем с карточками. Перед вами лежат карточки с тремя вопросами. На каждый вопрос дается три варианта ответа. Приложение 1
Слайд 9: Вопрос 1
Вопрос 1. Как сам Иисус объяснил смысл своего помазания в Вифании?
Ответ 1. Мария приготовила его тело к погребению.
Ответ 2. Мария проявила знак уважения.
Ответ 3. Так встречают всех гостей.
Преподаватель: — Что хотел сказать Иисус этими словами?
— Вспомните, когда первый раз Иисус заговорил о своей смерти?
— Что такое Вифания?
— Кто в ней жил?
— Почему они так любили Иисуса?
— Чем помазала Иисуса Мария?
Слайд 10: Вопрос 2
Вопрос 2. Как Иисус Христос вошел в Иерусалим?
Ответ 1. Вошел пешком.
Ответ 2. Въехал на молодом осле.
Ответ 3. Въехал на лошади.
Слайды 11-13: Г. Доре. Въезд в Иерусалим. Гравюра.
Неизвестный франц. автор. Въезд Христа в Иерусалим.
А. Федосеев. Въезд Христа в Иерусалим.
Комментарии, вопросы по изобразительному материалу.
Преподаватель: — Почему он въехал именно на молодом осле?
— Почему так стремился Иисус в Иерусалим?
— Как люди встречали его? Почему?
— Все ли были ему рады?
— Какие чувства испытывал сам Иисус Христос?
Работаем с карточками.
Слайд 14: Вопрос 3
Вопрос 3. Какой дар, по словам Иисуса Христа, ценнее для Бога?
Ответ 1. Богатые дары людей от избытка.
Ответ 2. Две лепты бедной вдовы от бедности.
Ответ 3. Никакого дара от скупости.
Преподаватель: — Почему Иисус выделил именно этот дар Богу?
— Что такое лепта?
Слайд 15: Г. Доре. Лепта вдовы. Гравюра
Преподаватель: — Кто здесь изображен? ( Бедная вдова, жертвующая Богу две Последние
Лепты. )
— Почему художник обратился к этому сюжету?
Послушайте стихотворение Б. Пастернака «Дурные дни». Почему оно так называется?
Слайд 16: П. Орренто. Въезд Христа в Иерусалим.
Стихи: Б. Пастернак. Дурные дни. Стихотворение из романа «Доктор Живаго».
Приложение 2
Музыка : В. А. Моцарт. Реквием. VII ч. «Lacrymosa».
О Бсуждение эмоционально-образного состояния, настроения.
— О чем это стихотворение? Какое настроение, чувство музыка передает?
— Музыка и стихи эмоционально близки или различны?
— Каков эмоциональный настрой этих произведений?
IV. Новая тема. «Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве
.
Слайд 17: Тема урока. Определение.
Преподаватель: Тема нашего урока «Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение
В искусстве .
Откройте учебники на стр. 436. Записываем в тетрадях:
Тайная вечеря — последний ужин Иисуса Христа в кругу двенадцати апостолов накануне мученической смерти.
Тема урока «Тайная вечеря», определение записывается в тетрадях по мифологии.
Представьте себе, что вы оказались в Иерусалиме в эти весенние предпраздничные дни. Через два дня должен наступить великий праздник Пасхи, все население страны стекалось в город. Здесь же был Иисус и его ученики.
— Вспомните из Ветхого Завета, что это за праздник, в связи с чем его отмечают евреи?
План, записанный на доске, в ходе объяснения темы записывается в тетрадях.
1. Враги Иисуса. Их замысел.
Именно в эти дни враги Иисуса искали, как им расправиться с Иисусом. Но в праздник они боялись это сделать,
Чтобы не вызвать волнения в народе.
— Почему они ненавидели Иисуса и желали ему смерти?
Наконец, выход был найден: к ним обратился один из двенадцати учеников Иисуса, Иуда Искариот, готовый предать Учителя.
Слайд 18 : Н. Ге. Голова Иуды.
Первосвященники и учителя Закона обрадовались и посулили Иуде денег, тридцать сребреников , если он поможет им покончить с Иисусом. Иуда согласился и пообещал связаться с ними в нужный момент, когда Иисуса можно будет схватить незаметно, в отсутствие народа.
— Почему Иуда решился предать своего Учителя?
2. Иуда Искариот.
Потому, что он стал вором. Как это произошло? Иисус и апостолы проводили вместе много времени. Они вместе путешествовали, вместе ели. Все их деньги хранились в одном денежном ящике, который Иуда носил при себе, то есть он выполнял обязанности казначея в общине учеников Христа .
Это были общие деньги, они не принадлежали Иуде. И что сделал Иуда? Он стал потихоньку, тайком брать эти деньги и тратить их на себя. Он начал думать только
О деньгах, чтобы их было все больше и больше.
— Как вы думаете, хорошо он поступал?
— Что нужно было сделать Иуде, чтобы получить прощение?
Вместо этого он совершил величайшее зло — продал своего Учителя за 30 сребреников.
— Каким изображен Иуда на картине Н. Ге.
3. Пасхальный ужин.
Тем временем, накануне праздника, не дожидаясь Пасхи, в четверг вечером Иисус решил устроить праздничную трапезу .
Откройте стр. 436 учебника и найдите ответ на вопрос: — Где приготовлена праздничная трапеза? Зачитайте его.
Ученики зачитывают ответ.
Иисус уже знал, что близок час его смерти. В доме своего друга собрал учеников-апостолов на тайную вечерю.
— Как вы думаете, почему эта вечеря называется тайной?
— В какое время она проходила?
Слайд 19: Г. Доре. Тайная вечеря.
Музыка : Т. Альбинони — Р. Джацотто. Адажио g-moll для органа и струнных.
Рассказ, комментарии. Музыка звучит до п.6 «Благословление хлеба и вина». 4. Иисус Христос омывает ноги ученикам.
Слайд 20: Ю. Ш. фон Карольсфельд. Омовение ног.
Во время трапезы Иисус вдруг встал из-за стола, снял с себя верхнюю одежду, повязался полотенцем. Налив в таз воды, он стал омывать ноги ученикам. Ученики недоумевали, а Петр-Скала сопротивлялся, даже возмущался: «Господи!
Тебе ли омывать мои ноги?» И Иисус пояснил, почему он это делает: он подает пример любви и смирения, а в будущем ученики его должны поступать также по отношению друг к другу и ко всем остальным; он завещал им любить друг друга и не стремиться к возвышению.
Петр попросил его: «Тогда омой мне и руки, и голову…» Но Иисус не стал этого делать, заметив: «Если человек чист, то ему достаточно омыть ноги. Вы чисты, хотя и не все».
— Что хотел сказать этими словами Иисус?
— Где и как изображен Иуда?
5. «Один из вас предаст меня».
Слайд 21: Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Во время пасхальной трапезы Иисус сказал: «Один из вас предаст меня». Потрясенные ученики стали наперебой спрашивать: «Кто это? Не я ли?». Иисус ответил: «Тот, кому я подам омоченный кусок хлеба.
Впрочем, Сыну человеческому суждено испытать то, что предсказано в Писании… Но горе тому человеку, который предаст Его — лучше бы ему не родиться на свет!». На фреске Леонардо да Винчи заявление
О предательстве становится центральным драматическим моментом. Иуда изображен сидящим за столом рядом с Христом и апостолами. Но его поведение выделяет
Его из общей драмы. Кто-то из апостолов взволнованно повернулся к Христу, другие ошеломленно обсуждают смысл сказанного им. Иуда отодвигается от общей драмы, оставаясь в одиночестве под гнетом предательства.
Какие простые и понятные человеческие чувства раскрываются перед нами.
Спросил и Иуда: «Уж не я ли, Учитель?» «Вот ты и сказал», — последовал ответ. Иисус, протягивая ему хлеб, сказал: «Что делаешь, делай скорее». Иуда вышел из дома и отправился к первосвященнику Каиафе.
Никто из учеников не понял, что произошло. Они подумали, что Иуда отправился что-нибудь купить к празднику, раздать деньги нищим.
— Как вы думаете, сам Иуда понял скрытый смысл этих слов?
Слайд 22: Симон Ушаков. Тайная вечеря. Икона. ( Иуда-предатель сидит
С противоположной стороны стола, чувствуется напряженность позы. )
Петр, заверяя Учителя в своей любви, воскликнул, что готов умереть за него. На что Иисус ответил: «Знай же. Еще до утренних петухов ты трижды от Меня отречешься».
Музыка выключается.
6. Благословение хлеба и вина.
Трапеза продолжалась. Иисус взял в руки хлеб и произнес над ним благословение. Затем разломил хлеб и дал его ученикам со словами: «Ешьте его, потому что он означает тело мое, которое за вас отдается».
Потом он взял чашу с вином и передал ее ученикам: «Пейте его, потому что это Моя Кровь, которая прольется за вас и за многих людей — чтобы простились им их грехи».
— Что хотел сказать Иисус этими действиями? ( Он жертвует собой за них. Это таинство символизирует жертву, приносимую спасителем мира и связь апостолов со своим Господом. Провести параллель: Добрый пастырь — Иисус-агнец Божий — Приготовления
К Пасхе, когда в храме закалывают жертвенных ягнят. )
Слайд 23: Н. Ге. Тайная вечеря.
Сейчас мы с вами видим картину великого русского художника Н. Н. Ге «Тайная вечеря». Сцена, изображенная здесь, полна драматизма и надвигающейся катастрофы. Апостолы повержены в смятение и тревогу словами учителя: «Один из вас предаст меня». Иисус изображен здесь как герой, обращающий себя в жертву ради общего блага,
И его ученика, навсегда отказавшегося от заветов учителя. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью апостолов, встревоженностью
Их лиц. А на самом краю картины художник изображает фигуру уходящего Иуды.
Это к нему с тревогой, гневом и недоумением обращены взоры апостолов. Художник показал обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Н. Ге предстает узнанным. Взоры всех учеников обращены к его зловещей, как черная птица, фигуре.
Фигура Иуды обрисована темным зловещим силуэтом, она контрастирует с озаренными светильниками лицами остальных учеников. Свет и тень, добро и зло, подвиг
И предательство — столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Н. Ге.
— Почему фигуру Иуды художник рисует как черное пятно, не показывает его лица?
— Как вы думаете, оправдано ли предательство Иуды и вообще любое предательство?
— Какова цена этого предательства?
Это соизмеримые понятия?
— Как вы думаете, предательство можно оправдать?
Слайд 24: Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Музыка : И. С. Бах. «Страсти по Матфею». № 47 Ария альта «Сжалься».
Стихи: В. Набоков. Тайная вечеря . Приложение 3
V. Рефлексия. Итоги урока.
Преподаватель: Сегодня на уроке, вспоминая о последних днях земной жизни Христа,
О тайной вечере, мы говорили не только о мифах и искусстве .
— Что вы узнали сегодня?
— О чем вы размышляли?
— Какие мысли вы оставите для себя?
— Что вас к этому подтолкнуло?
Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему к библейским сюжетам обращались и будут обращаться во все времена художники, музыканты, поэты?»
VI. Домашнее задание.
— По учебнику читать тему «Тайная вечеря» — стр. 435-441.
— Найти материал, подготовить устное сообщение : «Апостолы Петр и Иуда.
Сравнение», «Почему за Иисусом шли люди?» — Нарисовать хлеб и чашу с вином.
Урок мифологии в 3-4 классах по теме: «»Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве «