Урок музыки в 6 классе Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Водопьянова Т. М.
Урок музыки в 6 классе
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
К. Коровин «Девушка с гитарой» | |
Романс исконно русский вид музыкального творчества, загадочная русская душа нашла способ выражения своих чувств и переживаний именно в романсах. Стихи лучших поэтов своего времени были положены на музыку. Русский романс — это всегда исповедь души о чем-то тайном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный отзвук. Романс тонкими струнами касается тайников человеческого сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется, и какой понимают слушатели.. | В. Тропинин «Гитарист». |
Старинный романс возник на рубеже XVIII — XIX веков. Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов писали общедоступные песенки, называя их романсами. Но пришел Глинка и показал, что значит настоящий романс. Лучшие новинки Глинки и Даргомыжского звучали и в салонах, и в концертах. Пели их и профессионалы, и любители. Глинка охотно сам исполнял свои романсы. «Я помню чудное мгновенье», — распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном институте благородных девиц. | М. И. Глинка — портрет |
История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Играли в шарады. Анне Керн досталась роль Клеопатры. В руках она держала корзинку с цветами. | А. П. Керн — есть набросок Пушкина |
В июне 1825 года Анна Петровна приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой. Пушкин жил рядом в Михайловском. Она ждала его ежечасно. Потом она вспоминала: «Мы сидели за обедом… Как вдруг вошел Пушкин… Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Известный пушкинист | «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском». |
Гессен так примерно описывает процесс создания знаменитого стихотворения: «Глубокой ночью Пушкин сидит за своим столом. Рядом с листком бумаги лежит камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки. Пушкин потом поднял его. Лежит и цветок гелиотропа, который он выпросил у нее. Горит свеча. В раскрытое окно влетают бабочки и, опаленные пламенем, замертво падают на листок. А рядом с ними ложатся пушкинские строки: «Я помню чудное мгновение…»До конца года он будет посылать ей письма, с нежностью вспоминая прежние встречи, будет звать ее в Тригорское, в Михайловское и ждать, ждать… Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». | «А. С. Пушкин в Тригорском» |
В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее | Портрет Е. Е. Керн |
То, что они влюблены, ни для кого не секрет. Она выбрала одно из стихотворений Кольцова и переписала его: «Если встречусь с тобой», и он положил стихи на музыку. Для нее же он написал симфонический «Вальс — фантазию», и все это звучало в просторной и уютной квартире, где, казалось, собралась вся семья. «Потом, не знаю по какому поводу», оговаривается Глинка, — романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а его — к Екатерине Керн, и всем это было ясно. | «Бал в Тригорском» «Романс о прекрасной даме». Н. Караченцев |
Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII — XIX веков. Атмосфера портретов переносит нас в мир Росси Пушкинской эпохи. Женские портреты Левицкого, Боровиковского Рокотова также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники. | В. Маковский » В мастерской художника» |
«Портрет сестер Гагариных» Боровиковского — одна из таких работ. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты, возможно, разучиванием нового романса. Младшая из сестер играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара подчеркивает светлые образы сестер. | «Портрет сестер Гагариных» Боровиковского |
На одном из портретов изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толстых. Эта красивая молодая женщина через год после свадьбы скончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта — окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты ее характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для живописи конца XVIII в. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: ее чуть склоненная фигура повторяет форму склоненных колосьев, березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. | » Портрет М. Лопухиной» Боровиковский |
На портрете » Дашеньки и Лизаньки» изображены горничные семьи Львовых, в доме которого Боровиковский поселился в первое время жизни в Петербурге. Юность и нежная красота девушек, обе были искусные плясуньи, о которых упоминает Державин в стихотворении «Другу». Художник восхищенно изобразил свежую красоту этих молоденьких крепостных балерин, обаятельных, как сама юность переданы с любовью и простотой. Ничего лишнего, подчеркнута только неповторимая пора расцвета: мягкие локоны волос, белизна лиц, легкий румянец и робкая надежда счастья. | Портрет » Дашеньки и Лизаньки» Боровиковский |
Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской — самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова. Но не только красавица Александа Струйская вдохновила художника, его замечательный портрет вызвал поэтический отклик у Николая Заболоцкого. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. | Портрет Струйской Ф. Рокотова |
Этот шедевр, не случайно портрет называют «Русская Джоконда». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум. | Глаза Струйской — крупно |
Вопрос: Как произошло название «романс»? | |
Ответ: Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском языке, в XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. | Серенада, романс, любовь, хорошо, с тобой «Как хорошо, что ты со мной!» романс — серенада |
Вопрос: Какие существуют разновидности романсов? | |
Ответ: Среди жанровых разновидностей романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах |
Урок музыки в 6 классе Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея